Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Концепция реформирования органов и учреждений юстиции РФ

Приложение

 

Концепция
реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1177)

ГАРАНТ:

О реорганизации Министерства юстиции Российской Федерации см. постановление Правительства РФ от 24 июля 1997 г. N 930

 

1. Основные положения

 

Концепция реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации (далее именуется - Концепция) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г. N 642 "О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации" с целью повышения роли и ответственности этих органов при реализации правовой политики государства.

Концепция основывается на действующих законодательных актах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, регламентирующих вопросы деятельности органов и учреждений юстиции, и учитывает ряд положений проектов федеральных законов "О судебной системе Российской Федерации", "О государственной регистрации юридических лиц", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "Об исполнительном производстве", "Об органах и учреждениях юстиции в Российской Федерации" и других.

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц"

Целью настоящей Концепции является определение основных направлений деятельности органов и учреждений юстиции с учетом возложенных на них новых задач, вытекающих из конституционного принципа построения в Российской Федерации правового государства.

 

2. Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности

 

В целях дальнейшего развития и совершенствования российского законодательства Министерство юстиции Российской Федерации:

по поручениям Президента Российской Федерации участвует в проведении экспертизы законов Российской Федерации, направленных ему для подписания;

по поручениям Правительства Российской Федерации рассматривает и обобщает предложения федеральных органов исполнительной власти по вопросам законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, дает правовое заключение о необходимости разработки законопроектов;

координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке законопроектов;

разрабатывает законопроекты, вносимые Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, или участвует в их подготовке;

осуществляет юридическую экспертизу проектов конституционных федеральных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации;

проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и в случае несоответствия их Конституции Российской Федерации или федеральному закону представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего правовой акт, и в соответствующие федеральные органы государственной власти;

осуществляет работу по систематизации законодательства, ведет банк нормативных актов Российской Федерации, участвует в составлении и издании Свода законов Российской Федерации;

разрабатывает предложения о приведении законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и вновь принимаемыми конституционными федеральными законами и федеральными законами, анализирует и обобщает предложения по совершенствованию российского законодательства и вносит их на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

 

3. Государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов

 

В соответствии с действующим законодательством Министерство юстиции Российской Федерации в настоящее время осуществляет:

контроль за соответствием ведомственных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, конституционным федеральным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации;

государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер.

В целях дальнейшего совершенствования работы, связанной с подготовкой и применением ведомственных нормативных правовых актов, необходимо предусмотреть в проекте федерального закона "Об органах и учреждениях юстиции в Российской Федерации" механизм, который позволит исключить исполнение ведомственных нормативных правовых актов, не прошедших государственную регистрацию, и тем самым усилить контрольные функции Министерства юстиции Российской Федерации.

 

4. Государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней

ГАРАНТ:

О регистрации актов гражданского состояния см. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ

 

В настоящее время не существует единого порядка регистрации юридических лиц. Регистрирующие органы не имеют единых правил и требований, предъявляемых к оформлению соответствующей юридической документации. Такая практика регистрации юридических лиц противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, в соответствии с которым юридические лица подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом.

В связи с этим возникает необходимость создания в органах юстиции единой системы государственной регистрации на территории Российской Федерации юридических лиц независимо от организационно-правовой формы.

В проекте федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" предусматривается создание федеральной регистрационной палаты при Министерстве юстиции Российской Федерации и регистрационных палат органов юстиции субъектов Российской Федерации.

В законопроекте нашли отражение предложения Министерства юстиции Российской Федерации о расширении полномочий органов юстиции в части контроля за соответствием деятельности юридических лиц их уставным целям и задачам.

На Министерство юстиции предполагается возложить функции федерального органа исполнительной власти, координирующего деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния, предусмотренного проектом федерального закона "Об актах гражданского состояния".

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в рамках Министерства юстиции Российской Федерации предусматривается создать и систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 

5. Регулирование сферы правового обслуживания

 

В настоящее время качество юридических услуг, предоставляемых гражданам и организациям, в целом неудовлетворительное.

Задача Министерства юстиции Российской Федерации состоит в активном использовании таких методов регулирования, как лицензирование права деятельности по предоставлению платных юридических услуг, аттестация юридического персонала, усиление контроля за деятельностью юридических и физических лиц, осуществляющих правовое обслуживание.

Было бы целесообразно также восстановить полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по методическому руководству юридическими службами федеральных органов исполнительной власти.

К компетенции Министерства юстиции Российской Федерации можно было бы также отнести вопросы аккредитации иностранных юридических фирм на территории России. Соответствующие предложения включены в проект федерального закона "Об органах и учреждениях юстиции в Российской Федерации".

Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г. N 642 "О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации" на Министерство юстиции Российской Федерации возложена реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности. Вопросы совершенствования государственного регулирования в этой области, относящиеся к компетенции органов юстиции, предполагается предусмотреть в проекте федерального закона "Об органах и учреждениях юстиции в Российской Федерации".

 

6. Обеспечение судебной деятельности

ГАРАНТ:

О судебной системе Российской Федерации см. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ

См. Федеральную целевую программу "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1406

Законами "О судоустройстве РСФСР", "О статусе судей в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами на Министерство юстиции Российской Федерации возложено организационное, кадровое и ресурсное обеспечение судебной деятельности.

В процессе осуществления судебной реформы и становления самостоятельной судебной власти был поднят вопрос о создании Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, которому должны быть переданы указанные функции.

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации"

 

Создание Судебного департамента потребует внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, принятия федерального закона "О судебной системе Российской Федерации". В случае принятия этого закона предстоит осуществить ряд организационных мер по созданию системы новых органов, обеспечивающих судебную деятельность в Российской Федерации, передаче им соответствующих функций, изменению порядка финансирования и материально-технического обеспечения судов и т.п.

В связи с развитием альтернативных форм судопроизводства, в частности суда присяжных, третейских и мировых судов, Министерство юстиции Российской Федерации имеет в виду принять меры по оказанию содействия в решении этих вопросов.

Министерство юстиции Российской Федерации необходимо наделить полномочиями по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений других органов, которые в настоящее время возложены на судебных исполнителей, состоящих при судах. В целях повышения эффективности исполнительного производства с учетом современных требований предполагается создать в системе Министерства юстиции Российской Федерации институт государственных исполнителей (судебных приставов).

Эти предложения включены в проекты федеральных законов "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах".

ГАРАНТ:

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" принят Государственной Думой 4 июня 1997 г.

 

Новая система исполнения судебных решений позволит освободить судебную власть от несвойственных ей распорядительных функций, наделить государственного исполнителя (судебного пристава) правами, необходимыми для принудительного исполнения решений судов и иных органов.

 

7. Контроль за исполнением законодательства

 

Согласно Федеральному закону "Об общественных объединениях" Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям.

Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 г. N 642 "О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации" установлено, что Министерство юстиции Российской Федерации при осуществлении такого контроля имеет право:

запрашивать у федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения, связанные с уставной деятельностью общественных объединений;

привлекать в необходимых случаях к осуществлению контроля сотрудников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этим указом министр юстиции имеет право вносить Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации представления о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

Указом предусмотрена возможность в законодательном порядке решить вопрос о наделении органов юстиции правом дознания по делам о вмешательстве в разрешение судебных дел, об угрозах по отношению к судье, народному или присяжному заседателю, оскорблении судьи, народного или присяжного заседателя, о неисполнении судебного решения.

 

8. Правовая информатизация

ГАРАНТ:

См. Концепцию информатизации Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденную приказом Минюста РФ от 21 января 2000 г. N 10

 

В соответствии с Концепцией правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966 "О Концепции правовой информатизации России", Министерство юстиции Российской Федерации участвует в разработке и осуществлении программ правовой информатизации органов государственной власти.

Министерство юстиции Российской Федерации организует внедрение программно-аппаратных средств и технологий сбора, обработки и анализа правовой информации для судов, центрального аппарата Министерства и органов юстиции, научно-исследовательских лабораторий судебной экспертизы и других учреждений юстиции.

Министерство юстиции Российской Федерации выполняет функции генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации в Российской Федерации, а также функции полномочного органа, осуществляющего координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного обмена правовой информацией.

Министерство юстиции Российской Федерации в установленном порядке заключает соглашения с государствами - участниками СНГ о реализации договоренностей по вопросам правовой информации и подписывает соглашения об обмене правовой информацией.

 

9. Руководство системой органов и учреждений юстиции

 

В настоящее время статус органов юстиции не имеет четкого нормативного регулирования.

Министерство юстиции Российской Федерации предлагает в проекте федерального закона "Об органах и учреждениях юстиции в Российской Федерации" предусмотреть, что:

органы юстиции в субъектах Российской Федерации являются территориальными органами Министерства юстиции; их руководители назначаются Министром юстиции по согласованию с главами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации, органы юстиции подчиняются Министерству юстиции; по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - Министерству юстиции и органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации; по вопросам ведения субъекта Российской Федерации - органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации с участием Министерства внутренних дел Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти прорабатывает вопрос о целесообразности передачи поэтапно в ведение Министерства юстиции Российской Федерации системы учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

 

10. Развитие судебно-экспертных, научных и образовательных учреждений юстиции

 

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет меры по руководству, развитию и совершенствованию учреждений судебной экспертизы системы Министерства, а также разрабатывает и реализует мероприятия по рациональному использованию материальных средств и кадров, правовому обеспечению организации судебной экспертизы.

Прорабатывается вопрос о создании в перспективе единой службы судебной экспертизы.

Министерство юстиции Российской Федерации считает необходимым укрепить Научный центр правовой информации и Российскую правовую академию Министерства юстиции Российской Федерации. В целях более полного использования их потенциала и улучшения материально-технического обеспечения этим учреждениям целесообразно предоставить большую самостоятельность при сохранении руководства со стороны Министерства юстиции Российской Федерации.

Необходимо совершенствование структуры Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации и организации учебного процесса в целях повышения квалификации кадров органов и учреждений юстиции, юридических служб федеральных органов исполнительной власти, юрисконсультов хозяйствующих субъектов, нотариусов и адвокатов.

 

11. Реализация Концепции реформирования органов и учреждений юстиции в Российской Федерации

 

Реализация Концепции реформирования органов и учреждений юстиции в Российской Федерации будет осуществляться поэтапно по мере принятия соответствующих законодательных актов, а также в соответствии с целями и задачами, поставленными перед органами юстиции указами Президента Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.

Общий срок реализации Концепции - до 2000 года.

Мероприятия, предусматриваемые Концепцией, осуществляются в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год для Министерства юстиции Российской Федерации, а также в рамках расходов по реализации принимаемых законодательных актов в части деятельности органов и учреждений юстиции.