Решение Верховного суда Республики Саха по делу N 3-23/11
(Извлечение)
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующей Семеновой М.Н., с участием прокурора Пантюхиной Е.Л. при секретаре Дудайти А. Ш. рассмотрев в открытом судебном заседании
в г. Якутске 01 июля 2011 года
Дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим отдельных норм Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 года 35-3 N 401-11 "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)"
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании, недействующим частей 1 и 3 статьи 21 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 года 35-3 N 401-11 "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)", опубликованного в изданиях "Якутские ведомости" по тем основаниям, что данные нормы противоречат федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор Пантюхина Е.Л. поддержала заявление, указывая на то, что субъекты Российской Федерации не наделены правом определять иные случаи принятия законов субъектов Российской Федерации квалифицированным большинством голосов от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Просит оспариваемые пункты в части принятие конституционных законов не менее чем двумя третями голосов от установленного числа народных депутатов РС(Я) признать недействующими.
Представитель Государственного Собрания (ИЛ Тумэн) РС(Я) Павлова Т.В. с заявлением прокурора не согласна и пояснила, что Конституционные законы имеют особую природу и связаны с Конституцией субъекта Российской Федерации. Норма статьи 21 Конституционного закона "О Государственном Собрании (ИЛ Тумэн) РС(Я)" установлена в соответствии ст. 62 ч. 4 Конституции (Основного закона) РС(Я) и был принят по прямому указанию Конституции РС(Я). Принятие конституционного закона большинством не менее двух третьей голосов от установленного числа народных депутатов РС(Я) не противоречит федеральному законодательству, по этим основанием просит отказать в удовлетворении заявления.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002года 3 N 402-11 принят Конституционный закон РС(Я) "О Государственном Собрании(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)". В соответствии с общим положением,образование, формирование и деятельность Государственного Собрания (Ил Тумэн)Республики Саха (Якутия) регулируются Конституцией Российской Федерации,Конституцией Республики Саха (Якутия), федеральным и республиканскимзаконодательством, настоящим конституционным законом и РегламентомГосударственного Собрания (Ил Тумэн). Статья 21 часть 1 Конституционного
Закона "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" предусматривает, что Конституция Республики Саха (Якутия), конституционные законы Республики Саха (Якутия) о внесении изменений и дополнений в Конституцию
Республики Саха (Якутия), о Президенте Республики Саха (Якутия), О Государственном Собрании (Ил Тумэн), о Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве, о Правительстве Республики Саха (Якутия) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Часть 3 ст. 21 Конституционного Закона предусматривает, что Конституционные законы Республики Саха (Якутия) принимаются не менее чем двумя третями голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия). Законы Республики Саха (Якутия) принимаются большинством голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Первый заместитель прокурора РС(Я) в своем заявлении указывает, что приведенная норма оспаривается в части, предполагающей принятие конституционных законов не менее чем двумя третями голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия), который, не предусмотрен федеральным законодательством. Прокурор полагает, что в этой части нормы противоречат ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ в котором предусмотрено, что законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Между тем, заявление первого заместителя прокурора РС(Я) не может быть удовлетворено по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 76 ч. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации предоставляет субъектам Российской Федерации право вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. Такое регулирование осуществляется в сфере принятия и изменения конституций субъектов РФ, их территориального устройства, государственной муниципальной службы, бюджета, налогов и сборов.
В соответствии со ст. 5 ч. 2 п. "н" ФЗ от 06.10.1999 года 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Исходя из приведенных норм следует, что регулирование некоторых вопросов организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется законодательством субъекта РФ.
Положения частей 1 и 3 статьи 21 Конституционного закона установлены в соответствии с частью 4 статьи 62 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия). Принятые в соответствии с Конституцией РС(Я) конституционные законы имеют особый правовой статус, они принимаются по прямому указанию конституции и регулируют указанные в ней общественные отношения. В правовой системе по иерархии нормативных актов, конституционные законы обладают высшей силой, чем обычные законы, которые принимаются субъектом РФ. Это означает, что все остальные нормативные правовые акты должны соответствовать конституции.
Наличие конституционного закона в РС(Я), несколько расширила числа законов вконституционно-правовой практике по предметам совместного ведения и
исключительного ведения субъектов РФ, принимаемых квалифицированным большинством.
Данная позиция не противоречит ст. 77 ч. 1 Конституции Российской Федерации к котором закреплено, что система органов государственной власти республик устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с
основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.
Анализ приведенных норм свидетельствует, что оспариваемая норма в части квалифицированного большинства не менее 2/3 голосов от установленного числа народных депутатов РС(Я) не может противоречить федеральным законам.
Понятие конституционного закона и закона, федеральным законодательством не определено, также не определено его правовое регулирование. Постановлением Конституционного суда РС(Я) от 16 января 1995 года N 2-П было дано понятие "конституционного закона", в котором было определено, что конституционный закон принимается по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией республики, его нормы исходят из установлений Основного Закона, конкретизируют их и не противоречат им. Более того, оспариваемая норма принята в соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия), имеющим большую юридическую силу. Наличие конституционных законов в субъекте РФ подчеркивает особую важность регулируемых общественных отношений, и установление особого порядка принятия таких законов обеспечивает более взвешенный подход к их принятию и придает устойчивое положение в системе республиканского законодательства.
Прокурор, указывая о противоречии данной нормы ссылается на ст. 7 ч. 2 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ. Однако данная норма регулирует законы субъекта РФ, а не конституционные законы субъекта РФ. Других оснований о противоречии оспариваемых норм федеральному законодательству не приведено.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления прокурора и приходит к выводу от отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании отдельных положений Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 года 35-3 N 401-11 "О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" противоречащим федеральному закону и недействующим -отказать.
Решение может быть обжаловано в течении десяти дней в Верховный суд Российской Федерации.
Председательствующий -
Копия верна
Судья Верховного суда РС(Я)
п\п М.Н. Семенова
М.Н. Семенова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.