Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ
от 8 августа 1996 г. N 04-01-10
С 1 января 2001 года взамен страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды введен единый социальный налог. См. справку
Департамент налоговых реформ рассмотрел Ваше обращение, поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации 1.08.96 N 271565, по вопросу консолидации внебюджетных социальных фондов в связи с Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. N 685 и сообщает следующее.
В соответствии с названным Указом Президента Российской Федерации, определяющим основные направления налоговой реформы в Российской Федерации, не предусматривается ни ликвидация государственных социальных фондов, ни уменьшение бюджетного дефицита за счет обязательных отчислений в названные фонды, ни нарушение конституционных основ государственной гарантии каждому гражданину на социальное обеспечение. Основные цели предлагаемых мероприятий - это укрепление финансовых ресурсов государства, создание оптимального налогового режима для экономической деятельности, стимулирование воспроизводственных и инвестиционных процессов, и в конечном итоге - подъем благосостояния народа России.
Иными словами, консолидация государственных финансовых ресурсов не исключает функционирование внебюджетных социальных фондов, в том числе и фонда социального страхования Российской Федерации. В связи с этим представляется целесообразным обратить внимание на положительную практику деятельности консолидированного в бюджете федерального дорожного фонда.
В целях совершенствования налоговой системы, наряду с другими мерами, предусмотрено сокращение количества обязательных установленных государством взносов, уплачиваемых плательщиками в бюджеты и внебюджетные фонды, упрощение порядка их уплаты, унифицирование учета, отчетности, размеров пеней и ответственности плательщиков за нарушение порядка уплаты этих взносов, а также возложение обязанности контролировать правильность уплаты всех налогов и сборов на налоговые органы. К числу предлагаемых в проекте Налогового кодекса изменений налогового режима относится введение социального налога, унифицирующего действующую систему установленных государством обязательных платежей в государственные социальные фонды.
В проекте Налогового кодекса предусматривается введение единого правила уплаты налогоплательщиками социального налога и расщепление сумм этого налога по государственным социальным внебюджетным фондам для целевого использования поступающих в указанные фонды средств.
Для обеспечения общественного контроля и информирования налогоплательщиков в проект Налогового кодекса включено положение о ежеквартальном официальном опубликовании сведений о поступлении сумм налогов и сборов, в том числе и социального налога.
Основные направления социальной политики государства закреплены в Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьями 7, 37, 39 и 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется выплата государственных пенсий и социальных пособий, охрана здоровья и медицинская помощь, оказываемая гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета и других поступлений, а также создание системы социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по защите каждого от безработицы. Право граждан России на государственную социальную помощь и поддержку, а также обязанность государства проводить социальную политику, гарантирующую каждому россиянину необходимый жизненный уровень, провозглашаются Конституцией Российской Федерации, не увязывая их с обязанностью каждого уплачивать установленные государством страховые взносы. В Конституции Российской Федерации (статья 57) определяется обязанность каждого платить (исключительно) законно установленные налоги и сборы. И это положение соответствует статье 29 Всеобщей декларации прав человека, которая признает, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности.
Согласно части 3 статьи 39 Конституции Российской Федерации поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Таким образом, предусматривается возможность предоставления материальной поддержки отдельным социальным группам или гражданам в дополнение к гарантированному социальному обеспечению за счет добровольных взносов предприятий, общественных, иных организаций, граждан или других субъектов.
Начальник Департамента
налоговых реформ - член Коллегии |
А.И.Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 8 августа 1996 г. N 04-01-10
Текст письма подключен в базу в соответствии с Договором между НПП "Гарант-Сервис" и Министерством финансов Российской Федерации от 23 марта 1995 г. N 10/р16/95
Письмо носит разъяснительный и рекомендательный характер и не является обязательным для применения Государственными налоговыми инспекциями