Постановление Президиума Верховного суда Республики Саха от 06 мая 2011 г.
(Извлечение)
Президиум Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе:
Председателя - Горевой Л.Т.
Членов Президиума - Снегиревой Е.В., Пронина П.И., Данилова А.Р., Михайловой С.Е.
При секретаре - Одинцовой И.Н.
по надзорной жалобе ответчика рассмотрел гражданское дело по иску Романовой Надежды Ивановны к Захарову Ивану Гаврильевичу, ТСЖ "Радуга-1" об оспаривании решения общего собрания собственников многоквартирных жилых домов по выбору способа управления многоквартирными домами.
Заслушав докла судьи Николаева И.И., обсудив доводы представителя ответчика Николаевой А.Д. и представителя истца Лукина И.И., Президиум Верховного суда РС(Я),
УСТАНОВИЛ:
Романова Н.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, ссылаясь на то, что она не была уведомлена надлежащим образом о проведении собрания и его результатах, результаты голосования оформлены одним протоколом, что является нарушением норм п.1 ст. 46 ЖК РФ. При выведении итогов собрания нарушены процедуры голосования, земельные участки, на которых располагаются соответствующие многоквартирные дома, не являются смежными.
Решением Якутского городского суда от 7 июня 2010 года исковые требования Романовой Н.И. удовлетворены. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по ул. .........., д.д. N ..., N ..., N ..., N ..., N ..., N ..., N ..., N ..., N ... в .......... от 9 декабря 2008 г. по выбору способа управления многоквартирными домами в виде товарищества собственников жилья "Радуга-1" признано недействительным.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда PC (Я) от 22 декабря 2010 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
На вступившие в законную силу судебные постановления подана надзорная жалоба ответчиком Захаровым И.Г. с указанием, что при рассмотрении спора судебными инстанциями допущены существенные нарушения норм закона и судебной практики.
Изучив надзорную жалобу по материалам истребованного дела, проверив законность судебных постановлений в той части, в которой они обжалуются, Президиум Верховного суда РС (Я) приходит к следующему.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении дела судебными инстанциями установлено, что при проведении общего собрания собственников многоквартирных домов указанных истцом процедурных нарушений проведения собрания не допущено.
При вынесении судебного постановления о признании недействительным решения общего собрания многоквартирных домов от 9 декабря 2008 года Якутский городской суд исходил из того, что земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома N ..., N ..., N ..., N ..., N ..., N ..., N ..., N ... не являются смежными. Единственным доказательством, подтверждающим указанный вывод суда, является информация МУП "Земельная служба" от 17 мая 2010 года N ....
Заслуживает внимания довод заявителя о том, что согласно закону МУП "Земельная служба" не имеет права выдавать такие сведения.
В соответствии с ч.5 ст.67 ГПК РФ, суд при оценке документов или иных письменных доказательств обязан убедиться в том, что такой документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ, в полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений не входит предоставление официальной информации по земельным участкам.
Согласно ст.70 Земельного кодекса РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со ст. 14 данного Федерального закона сведения о недвижимости (включая земельные участки) предоставляются органом кадастрового учета.
Указом Президента РФ N 1847 от 25 декабря 2008 г. "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости.
Таким образом, официальную информацию о земельных участках и о границах земельных участков предоставляет только уполномоченный орган - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, а не орган местного самоуправления.
Следовательно, справка МУП "Земельная служба" N ... от 16 мая 2010 г. с описанием границ участков не может являться надлежащим доказательством по смыслу ч.1 ст. 67 ГПК РФ, поскольку не исходит от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств. Как сказано выше, других доказательств по делу о том, что участки, на которых расположены многоквартирные дома, не являются смежными, не имеется.
Судебные инстанции при разрешении спора не дали надлежащую оценку доводом заявителя о том, что спорные дома имеют общие границы по линиям отвода магистральных инженерно-транспортных коммуникаций. Границы отвода магистральных коммуникаций подтверждаются Актами балансового разграничения с Якутским ТЭЦ, которые имеются в материалах дела.
Согласно Постановлению Правительства РФ N 1223 от 26 сентября 1997 года, границы земельных участков в кондоминиумах (т.е. в товариществах собственников жилья) устанавливаются и по границам отвода магистральных инженерно-транспортных коммуникаций.
Суд, прежде чем прийти к выводу, что спорные дома по ул. .......... г. .......... расположены на земельных участках, не являющихся смежными, должен был изучить официальные документы, предоставленные уполномоченными органами, удостоверяющие границы земельных участков, на которых расположены указанные дома. Так границы земельных участков не бывают прямоугольными, они могут иметь общую границу, даже если между ними есть другой участок, поскольку вклинивающийся другой участок может иметь такую конфигурацию, которая не разрывает общую границу других соседних участков.
Наиболее достоверную информацию о границах земельных участков может дать только Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
С учетом изложенного, судебные постановления, вынесенные по настоящему делу, не могут быть признаны законными и обоснованными, и потому подлежат отмене по основаниям, предусмотренным ст. 387 ГПК РФ. Существенное нарушение норм материального и процессуального права, выразившееся в неприменении закона, подлежащего применению, а также неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, повлияли на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов сторон.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, Президиум Верховного суда Республики Саха (Якутия),
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Якутского городского суда от 7 июня 2010 г. и определение судебной коллегии по гражданским дела Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2010 г. по настоящему делу отменить и дело направить на новое рассмотрение в Якутский городской суд.
Председатель Президиума: п/п Л.Т.Горева
Копия верна: Л.Т.Горева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.