Решение Верховного суда Республики Саха
(Извлечение)
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
Председательствующего Пуховой Е.В.
При секретаре Дудайти А.Ш.,
С участием прокурора Пантюхиной Е.Л.
Представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС Оконешникова В.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Якутск
30 ноября 2010г.
дело по заявлению зам. Прокурора Республики Саха о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона РС (Я) от 26.05.2010г. 829-З N 549-IV "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) отдельными государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения, переданными для осуществления органам исполнительной власти РС (Я)", суд
УСТАНОВИЛ:
Законом Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2010г. 829-З N 549-IV органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения, переданными для осуществления органам исполнительной власти Республики Саха (Якутия), а также определен порядок осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий и порядок прекращения органами местного самоуправления осуществления указанных полномочий (далее - Закон РС (Я) от 26.05 2010г.)
Закон опубликован в изданиях "Якутские ведомости" N 37, 09.06.2010г., "Ил Тумэн" N 24, 25.06.2010, "Сокуоннар. Уураахтар. Дъаhаллар." N 177-178, 17.09.2010г.
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании, недействующими и не подлежащими применению п.3 ч.2 ст.4, п.1 ч.1 ст.5 Закона Республики Саха (Якутия) от 26.05.2010г. 829-З N549-IV "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по подготовке к проведению Всероссийской переписи населения, переданными для осуществления органам исполнительной власти Республики Саха (Якутия)", полагая, что они противоречат федеральному законодательству, а именно: Федеральному закону N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону "О всероссийской переписи населения".
На судебном заседании представитель Прокуратуры Республики Саха Пантюхина Е.Л. требования поддержала в полном объеме, просит признать оспариваемые положения Закона РС (Я) от 26.05.2010г. противоречащим федеральному законодательству и недействующими.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) Оконешников В.Ю. с заявлением не согласился и суду пояснил, что определение порядка отчетности органов местного самоуправления правовыми актами Правительства Республики Саха не влечет вторжение в компетенцию законодательного органа Республики, т.к. предоставление органами местного самоуправления отчета о фактическом использовании финансовых средств, предназначенных для осуществления переданных государственных полномочий, предусмотрено ч.3 ст. 13 Закона РС от 10.07.2002г. 41-З N 417-II.
Статьей 5 Закона Республики Саха (Якутия) установлено, что Президент РС (Я) имеет право координировать через уполномоченные органы исполнительной власти РС деятельность органов местного самоуправления по осуществлению переданных им отдельных государственных полномочий. Данная положение обусловлено применением ч.9 ст. 5 Федерального закона от 25.01.2002г. N 8-ФЗ "О всероссийской переписи населения", в соответствии с которой высшие должностные лица субъектов Российской Федерации организуют осуществление органами исполнительной власти указанных в п.5 статьи полномочий в соответствии с федеральными законами и предусмотренных п.7 настоящей статьи нормативными правовыми актами, обеспечивают эффективное использование субвенций. Таким образом, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации вправе координировать осуществление полномочий. Просит в удовлетворении заявления прокурора отказать.
Суд, выслушав пояснение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Закон Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2010г. 829-З N 549-VI наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения, переданными для осуществления органам исполнительной власти Республики Саха, а также определяет порядок осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий и порядок прекращения органами местного самоуправления осуществления указанных полномочий.
Пунктом 3 ч.2 ст. 4 Закона Республики Саха определены обязанности органов местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий. В частности, они обязаны представлять отчетность об осуществлении указанных полномочий в порядке, установленном Правительством Республики Саха.
По мнению прокурора данная норма не соответствует п.5 ч.6 ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий.
С данным доводом прокурора нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст. 13 Закона Республики Саха от 10 июля 2002г. 41-З N 417-II "О порядке наделения органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления представляют уполномоченному законом органу государственной власти Республики Саха ежегодный отчет о фактическом использовании финансовых средств, предназначенных для осуществления ими отдельных государственных полномочий.
Законом Республики Саха от 26 мая 2010г. 829-З N 549-VI ст.6 определены полномочия уполномоченных органов исполнительной власти Республики Саха при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Согласно данной статье уполномоченные органы исполнительной власти Республики Саха контролируют осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, а также использование переданных им на эти цели финансовых средств.
Статья 4 Закона Республики Саха устанавливает обязанность органов местного самоуправления по представлению отчетов об осуществлении указанных полномочий в порядке, установленном Правительством Республики Саха.
Таким образом, оспариваемый Закон Республики Саха содержит наименование органов, осуществляющих контроль за деятельностью органов местного самоуправления при исполнении ими отдельных государственных полномочий, предмет и формы контроля, тем самым устанавливает порядок осуществления контроля за деятельностью органов местного самоуправления при исполнении ими отдельных государственных полномочий.
Исходя из этого, установление обязанности органов местного самоуправления по представлению отчетов о работе при осуществлении отдельных государственных полномочий, в том числе об использовании материальных и финансовых средств, предоставляемых на осуществление отдельных государственных полномочий, в порядке, установленном Правительством Республики Саха, осуществляющим в соответствии с Законом Республики Саха контрольные функции, не противоречит ст. 19 Федерального закона от 6.10.2003г. N 131-ФЗ.
Прокурор просит признать пункт 1 части 1 статьи 5 Закона РС(Я), предусматривающий право Президента Республики Саха координировать через уполномоченные органы исполнительной власти Республики Саха деятельность органов местного самоуправления по осуществлению переданных им отдельных государственных полномочий, противоречащим части 8 статьи 5 Федерального закона от 25 января 2002г. N 8-ФЗ "О всероссийской переписи населения", поскольку федеральное законодательство не предоставляет такое полномочие как координация деятельности органов местного самоуправления по осуществлению переданных им отдельных государственных полномочий. По мнению прокурора, Закон Республики Саха расширил объем полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по отношению к органам местного самоуправления.
С данным доводом прокурора согласиться нельзя по следующим основаниям.
Оспаривая данную норму, прокурор исходит из того, что Федеральным законом не предусмотрено право федеральных органов координировать через уполномоченные органы исполнительной власти деятельность органов местного самоуправления по осуществлению переданных им отдельных государственных полномочий. Следовательно, такого полномочия не может быть и у высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Между тем, в соответствии с п.п. "д. 1" п. 7 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
Взаимодействие - это активная, согласованная деятельность субъектов правоотношения, выражающаяся в принятии решений и совершении действий, направленных на достижение единой цели.
Формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при исполнении переданных отдельных государственных полномочий могут быть различными. Однако все они основаны на координации действий органов местного самоуправления при реализации ими отдельных государственных полномочий.
Соответственно, формы взаимодействия зависят от вида координационных действий, совершаемых в отношении органов местного самоуправления.
В соответствии с п.9 ст.5 Федерального закона от 25.01.2002г. N 8-ФЗ "О всероссийской переписи населения" высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации):
1.Организуют осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации указанных в п.5 настоящей статьи полномочий в соответствии с федеральными законами и предусмотренными п.7 настоящей статьи нормативными правовыми актами, в том числе определяют ответственных за осуществление указанных полномочий должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
2. обеспечивают эффективное использование субвенций, предоставленных из федерального бюджета для осуществления указанных в п.5 настоящей статьи полномочий, а также своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение Всероссийской переписи населения, отчетности по установленной форме об осуществлении указанных полномочий, в том числе о достижении целевых прогнозных показателей, расходовании предоставленных субвенций.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает подготовку и проведение Всероссийской переписи населения на основе взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Суд, проанализировав оспариваемые положения с федеральными нормами, приходит к выводу о том, что Закон Республики Саха (Якутия) от 26.05.2010г. 829-З N 549-VI "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха отдельными государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения, переданными для осуществления органам исполнительной власти Республики Саха" принят в пределах своих полномочий, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п.3 ч.2 ст.4, п.1 ч.1 ст.5 Закона Республики Саха (Якутия) от 26.05.2010г. 829-З N 549-IV "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) отдельными государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения, переданными для осуществления органам исполнительной власти РС (Я)", - отказать.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий: Е.В.Пухова.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.