Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего
Миронова А.А.,
судей
Четыриной М.В. и Станкявичене Н.В.,
при секретаре
Выстровой Л.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Петропавловске-Камчатском 9 февраля 2012 года дело по кассационной жалобе третьего лица - Министерства жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края на решение Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края от 6 декабря 2011 года, которым постановлено:
Иск прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах Соляного Александра Витальевича удовлетворить.
Признать незаконным решение Рабочей группы по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы от 19.09.2011 N 11 в части отказа Соляному Александру Витальевичу в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата.
Обязать Рабочую группу по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы предоставить Соляному Александру Витальевичу социальную выплату для приобретения жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Четыриной М.В., объяснения представителя третьего лица - Чугаевой Е.Н., поддержавшей кассационную жалобу по изложенным в ней основаниям, прокурора Вишейко Н.О., считавшей решение суда правильным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Петропавловска-Камчатского обратился в суд в интересах Соляного А.В. с иском, в котором просил признать незаконным решение Рабочей группы по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года в Камчатском крае и подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 года в части отказа в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата Соляному А.В., обязать Рабочую группу в срок до 31 декабря 2011 года предоставить ему государственный жилищный сертификат.
Требования мотивировал тем, что Соляной А.В. состоит в Министерстве ЖКХ и энергетики Камчатского края на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 05 сентября 1996 года в категории "пенсионеры" на основании решения Петропавловск - Камчатского городского суда от 21 августа 2009 года, признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее по тексту - Подпрограммы), включен в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2011 году. Однако, решением Рабочей группы от 19 сентября 2011 года Соляному А.В. отказано в предоставлении социальной выплаты в связи с тем, что стаж военной службы (службы) не учтен в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Полагая, что у Соляного А.В. имеются все условия для получения соответствующей социальной выплаты, прокурор обратился в суд с указанным иском.
Принимавший участие в судебном заседании помощник прокурора города Петропавловска-Камчатского Войницкая Е.С., поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Соляной А.В. участия в судебном заседании не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Его представитель Ближников О.А. исковые требования поддержал по тем же основаниям.
Представитель ответчика и третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Чугаева Е.Н. в судебном заседании полагала исковые требования не основанными на законе и неподлежащими удовлетворению.
Рассмотрев дело по существу, суд постановил указанное решение.
В кассационной жалобе третье лицо Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края просит решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, которые привели к неправильному разрешению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее по тексту - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В силу ст. 1 названного Федерального закона жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее по тексту - Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879, регистрация и учет граждан производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (п. 3 Положения).
Согласно пп. 18 п. 2.1 Положения о Министерстве жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (далее по тексту - Министерство), утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года N 426-П, обеспечение реализации положений Федерального закона от 25 октября 2002 N 125-ФЗ входит в полномочия Министерства.
На основании постановления Правительства Камчатского края от 31 мая 2011 года N 211-П образована рабочая группа по реализации в Камчатском крае подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
В соответствии с п. 7 Положения о Рабочей группе, являющегося приложением N 2 к постановлению Правительства Камчатского края от 31 мая 2011 года N 211-П, основными задачами рабочей группы являются: организация работы по проверке документов и принятия решения о постановке либо об отказе в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; организация работы по проверке документов и принятие решения о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограмм; принятие решения о выдаче либо об отказе в выдаче государственных жилищных сертификатов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Соляной А.В. состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с 5 сентября 1996 года в категории "пенсионеры" на основании вступившего в законную силу решения Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края от 21 августа 2009 года. Признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и на основании заявления от 8 июня 2010 года включен в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2011 году в категории "пенсионеры".
Решением Рабочей группы от 19 сентября 2011 года N 11 истцу отказано в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата, как лицу, не имеющему установленного законодательством стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Рабочая группа установила, что трудовой стаж Соляного А.В. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет 7 лет 1 месяц, служба в налоговой полиции - 7 лет 5 месяцев, служба в органах внутренних дел - 8 лет 4 месяца. При этом Рабочая группа не учла в составе стажа работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, стаж службы в налоговой полиции и в органах внутренних дел.
Вместе с тем, согласно ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (в редакции от 01 июля 2011 года) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 1992 года, в которую включается, в том числе, служба в органах внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 4 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года 4202-1 (в редакции от 7 февраля 2011 года), время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что стаж службы истца подлежит включению в стаж работы в районе Крайнего Севера, в связи с чем обоснованно признал оспариваемое решение Рабочей группы незаконным и удовлетворил исковые требования в этой части.
Вместе с тем, как следует из названных выше норм действующего законодательства, в том числе Положения о Рабочей группе и Положения о Министерстве жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, в компетенцию Рабочей группы не входит обязанность по предоставлению гражданам социальных выплат для приобретения жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата. Следовательно, исковые требования в указанной части по данному конкретному делу заявлены не к надлежащему ответчику.
В связи с этим, решение суда первой инстанции в части возложения на Рабочую группу обязанности по предоставлению Соляному А.В. социальной выплаты для приобретения жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании имеющихся доказательств, не требуют исследования дополнительных доказательств, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах Соляного А.В. к Рабочей группе по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в Камчатском крае и подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, в части возложения обязанности по предоставлению Соляному А.В. социальной выплаты для приобретения жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата.
Руководствуясь статьями 347, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края от 6 декабря 2011 года в части возложения на Рабочую группу по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в Камчатском крае и подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, обязанности по предоставлению Соляному Александру Витальевичу социальной выплаты для приобретения жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу - отменить.
Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах Соляного Александра Витальевича к Рабочей группе по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в Камчатском крае и подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, в части возложения обязанности по предоставлению Соляному Александру Витальевичу социальной выплаты для приобретения жилого помещения путем выдачи государственного жилищного сертификата.
В остальной части названное решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.