Решение Камчатского краевого суда по делу N 3-4/2012
(Извлечение)
Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Стальмахович О.Н.
при секретаре Сехлеян Р.
24 мая 2012 года рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Камчатского края об оспаривании ч. 3 ст. 6 Закона Камчатского края от 15 сентября 2008 года N 118 "О порядке и условиях командирования лиц, замещающих государственные должности Камчатского края, и государственных гражданских служащих Камчатского края",
УСТАНОВИЛ:
15 сентября 2008 года Законодательным Собранием Камчатского края принят Закон Камчатского края N 118 "О порядке и условиях командирования лиц, замещающих государственные должности Камчатского края" (по тексту - Закон Камчатского края N 118), опубликованный 25 сентября 2008 года в газете "Официальные ведомости", в настоящее время действующий в редакции Законов Камчатского края от 17 марта 2009 года N 236, от 28 октября 2009 года N 320, от 22 июня 2010 года N 485, от 9 сентября 2011 года N 637, от 29 марта 2012 года N 32, опубликованных в той же газете соответственно 24 марта 2009 года, 5 ноября 2009 года, 29 июня 2010 года, 20 сентября 2011 года, 17 апреля 2012 года.
Частью 3 статьи 6 данного Закона установлено, что расходы по бронированию и найму жилого помещения в гостинице возмещаются командированному лицу, замещающему государственную должность Камчатского края, или краевому гражданскому служащему (кроме тех случаев, когда им предоставляется бесплатное жилое помещение) по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, по следующим нормам:
1) председателю Законодательного Собрания Камчатского края, первому вице-губернатору - первому заместителю председателя Правительства Камчатского края, первому заместителю председателя Законодательного Собрания Камчатского края - не более стоимости двухкомнатного номера;
2) вице-губернаторам - заместителями председателя Правительства Камчатского края, заместителям председателя Правительства Камчатского края, заместителям председателя Законодательного Собрания Камчатского края, заместителям председателя Законодательного Собрания Камчатского края - председателям постоянных комитетов, председателю Контрольно-счетной палаты Камчатского края, председателю Избирательной комиссии Камчатского края, Уполномоченному по правам человека в камчатском крае - не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера;
3) иным лицам, замещающим государственные должности Камчатского края, и краевым гражданским служащим - не более стоимости однокомнатного (одноместного) стандартного номера.
Заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с заявлением о признании части 3 статьи 6 данного Закона частично недействующей в той мере, в какой исключается указание о верхнем пределе стоимости категории двухкомнатного номера, однокомнатного (одноместного) номера, однокомнатного (одноместного) стандартного номера, по причине противоречия ее федеральному законодательству.
В обоснование заявления прокурор указал, что Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 года N 490 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" предусмотрено, что цена номера, а также перечень услуг, входящих в цену номера, устанавливаются исполнителем. В связи с чем стоимость двухкомнатного, однокомнатного (одноместного), однокомнатного (одноместного) стандартного номеров в различных гостиницах, а также перечень услуг, входящих в цену этих номеров, у разных исполнителей различны. Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 26 сентября 2001 года N 82 "О создании и государственной регистрации системы добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию" установлена дифференциация средств размещения в зависимости от ассортимента и качества предоставляемых услуг. Согласно которой имеются номера высшей категории, к которой относятся: двухкомнатный одно-двухместный номер "люкс", однокомнатный одно-двухместный номер "кинг-сайз", двухкомнатный одно-двухместный номер "кинг-сайз", номера "сьюит", "апартамент", "студия", номера первой, второй и третьей категории.
По мнению прокурора, отсутствие в оспариваемой норме Закона Камчатского края верхнего предела стоимости проживания в двухкомнатном номере, однокомнатном (одноместном) номере, однокомнатном (одноместном) стандартном номере позволяет применить эту норму произвольно, без каких-либо ограничений, исключительно из усмотрений должностного лица, принимающего решение. Таким образом, она не отвечает требованиям определенности, ясности, недвусмысленности, согласованности с системой действующего правового регулирования, вытекающего из конституционного принципа равенства всех перед законом, что допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения. Тем самым, противоречит Федеральному закону от 25 декабря 2009 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также Федеральному закону от 1 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
В судебном заседании представитель заявителя Мельников Д.Ю. изменил требование, просил часть 3 статьи 6 Закона Камчатского края от 15 сентября 2008 года N 118 признать недействующей с момента вступления решения суда в законную силу в полном объеме по заявленным основаниям.
Помимо доводов, изложенных в заявлении, указал, что Порядком классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, утвержденным Приказом Минспорттуризма России от 25 января 2011 года N 35, установлена система классификации гостиниц, согласно которой категории гостиниц обозначаются символом "звезда". Высшей категорией средства размещения является "пять звезд", низшей - "одна звезда". Отсутствие в оспариваемой норме верхнего предела денежной суммы, которая подлежит возмещению лицам, замещающим государственные должности Камчатского края, и государственным гражданским служащим Камчатского края, в качестве расходов, связанных со служебной командировкой, влечет неясность правового регулирования, поскольку устанавливает широкие пределы усмотрения для командированного лица, имеющего возможность выбора гостиницу более высокой категории, что может повлечь необоснованное использование бюджетных средств. Кроме того, содержащийся в оспариваемой норме Закона термин "стандартный" нигде не детализирован, в связи с чем для правоприменителя такая правовая норма носит неопределенный характер.
Законодательное Собрание и губернатор Камчатского края против удовлетворения заявления возражали.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской служб и в порядке компенсации ограничений, установленных данным Федеральным Законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируется возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно указом Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 18 июля 2005 года N 813 утвержден Порядок и условия командирования федеральных государственных гражданских служащих, пунктом 18 которого установлено, что расходы по бронированию и найму жилого помещения возмещаются командированным гражданским служащим (кроме тех случаев, когда им предоставляется бесплатное жилое помещение) по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, по следующим нормам:
а) гражданским служащим, замещающим высшие должности гражданской службы категории "руководители", - не более стоимости двухкомнатного номера;
б) остальным гражданским служащим - не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.
Законом Камчатского края от 15 сентября 2008 года N 118 урегулированы отношения, связанные с предоставлением лицам, замещающим государственные должности Камчатского края, и государственным гражданским служащим Камчатского края (далее - краевые гражданские служащие) гарантий на возмещение расходов, связанных со служебными командировками, и устанавливает порядок и условия командирования лиц, замещающих государственные должности Камчатского края, и краевых гражданских служащих.
Согласно части 1 статьи 5 данного Закона лицам, относящимся к указанным категориям, при направлении их в служебную командировку гарантировано возмещение расходов по найму жилого помещения.
В оспариваемой прокурором норме Закона Камчатского края также, как и в названном Указе Президента РФ, определена максимально возможная категория гостиничного номера, затраты по найму которого будут возмещены командированным лицам, замещающим государственные должности Камчатского края, и государственным гражданским служащим Камчатского края.
Такое правовое регулирование вопроса возмещения командированным лицам, замещающим государственные должности Камчатского края, и краевым гражданским служащим расходов по найму жилого помещения в гостинице в полной мере соответствует тому, как данные правоотношения урегулированы на федеральном уровне Указом Президента РФ от 18 июля 2005 года N 813, что отвечает принципу единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, установленному пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Оснований полагать, что в рассматриваемой части Закон Камчатского края N 118 противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, нет.
Не имеется также оснований для вывода о неопределенности, неясности и несогласованности с системой действующего правового регулирования оспариваемой прокурором нормы и, соответственно, о противоречии ее Федеральному закону от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
По смыслу Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", определяющего основные принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, и тем самым создающих условия для проявления коррупции.
Из текста части 3 статьи 6 Закона Камчатского края от 15 сентября 2008 года N 118 таких факторов не усматривается.
Отсутствие в оспариваемой норме Закона Камчатского края предельной нормы возмещения расходов по найму жилого помещения, которая, по мнению прокурора, должна быть урегулирована в твердой денежной сумме, само по себе о противоречии данной нормы федеральному законодательству не свидетельствует, поскольку неясности правового регулирования рассматриваемого вопроса само по себе не влечет.
Более того, действующим федеральным законодательством не установлено ограничений по размеру денежных средств, выплачиваемых в порядке компенсации федеральным государственным гражданским служащим затрат по найму жилого помещения. Не установлены такие ограничения и в Камчатском крае.
Ссылки прокурора на положения Постановления Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 26 сентября 2001 года N 82 "О создании и государственной регистрации системы добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию" и Порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, утвержденного Приказом Минспорттуризма России от 25 января 2011 года N 35, которыми установлены системы классификации гостиниц, несостоятельна.
Данные нормативные правовые акты, учитывая регулируемые ими отношения по классификации объектов туристской индустрии в качестве формы государственного регулирования туристской деятельности, напрямую не соотносятся с вопросами, связанными с предоставлением лицам, замещающим государственные должности Камчатского края, и краевым гражданским служащим гарантий на возмещение расходов по найму жилого помещения в случае их командирования, а потому оснований согласиться с аргументом прокурора о не согласованности в этой связи части 3 статьи 6 Закона Камчатского края N 118 с системой действующего правового регулирования суд не находит.
То обстоятельство, что Системой классификации гостиниц нормативно не урегулировано понятие "стандартный номер", поводом для принятия противоположного решения по делу не является, поскольку данный термин имеет общепринятое понятие, применяемое при оказании гостиничных услуг гражданам.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. ст. 252-254 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления заместителя прокурора Камчатского края об оспаривании ч. 3 ст. 6 Закона Камчатского края от 15 сентября 2008 года N 118 "О порядке и условиях командирования лиц, замещающих государственные должности Камчатского края, государственных гражданских служащих Камчатского края" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий судья О.Н.Стальмахович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.