Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ерютина К.И.,
при секретаре Сиятелеве К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 11 октября 2011 года гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Камчатского края о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Камчатского края "Об Уполномоченном по правам человека и защите детства в Камчатском крае" от 28 апреля 2011 года N 590,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия Закона Камчатского края от 28 апреля 2011 года N 590 "Об уполномоченном по правам человека и защите детства" в части слов "и защите детства" в наименовании и статье 1 Закона.
В обоснование своих требований указал, что согласно п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в связи с чем законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. Указом Президента РФ от 4 декабря 2009 года N 1381 утвержден исчерпывающий перечень типовых государственных должностей субъектов РФ, которым предусмотрена должность Уполномоченного по правам человека (ребенка, коренных малочисленных народов) в субъекте РФ. Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 года N1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Указа Президента РФ от 01.09.2009 года N986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" субъектам РФ предоставлена возможность учреждения должности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ и уполномоченного по правам ребенка, соответственно. Государственная должность уполномоченного по правам человека и защите детства названными или иными федеральными нормативными правовыми актами не предусмотрена, право самостоятельно учреждать такую должность субъектам Российской Федерации не предоставлено.
В судебном заседании представитель заявителя Штокин А.Ю. требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель губернатора Камчатского края Анькина Е.С., представитель Законодательного Собрания Камчатского края Шмаева Е.В., представитель Уполномоченного по правам человека и защите детства в Камчатском крае Медведева Ю.В. требования прокурора полагали необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснили, что исходя из компетенции органов государственной власти субъектов РФ, установленной ст.ст. 73, 77 Конституции РФ, ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и на основании ч. 4 ст. 13 Устава Камчатского края им представлено право создания государственного органа Камчатского края - Уполномоченный по правам человека и защите детства в Камчатском крае и его Аппарат. Каких-либо ограничений в наименовании государственных органов субъекта РФ федеральным законодательством не установлено. Одновременно с созданием государственного органа Камчатского края оспариваемым Законом учреждена государственная должность Камчатского края - Уполномоченный по правам человека и защите детства в Камчатском крае, наименование которой производно и соотносится с наименованием государственного органа. Перечнем типовых должностей субъектов установлена вариантность в наименованиях государственных должностей субъектов РФ.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, преамбулы и ст. 2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Уставом Камчатского края от 04.12.2008 года N141 определены, в том числе, система органов государственной власти Камчатского края, порядок их образования и полномочия.
Согласно ч. 3 ст. 1 Устава Камчатского края нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти Камчатского края и органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в пределах их полномочий, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и настоящему Уставу. В случае такого противоречия действуют нормы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и настоящего Устава.
В силу ч. 4 ст. 13 Устава Камчатского края органы государственной власти Камчатского края могут, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должны создавать (формировать) государственные органы Камчатского края. Создание (формирование) государственного органа Камчатского края осуществляется в соответствии с законом Камчатского края, если иное не установлено федеральными законами и настоящим Уставом.
Статьей 5 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" предусмотрена возможность учреждения должности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, а Указом Президента РФ от 01.09.2009 N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учредить должность уполномоченного по правам ребенка.
По смыслу ст. 5 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека" и п. 5 Указа Президента РФ "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" решение вопроса об учреждении данных должностей находится в компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Между тем принимаемые органами государственной власти субъекта РФ при учреждении указанных должностей законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с Указом Президента РФ от 04.12.2009 N 1381 "О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации" законодательством субъекта Российской Федерации могут учреждаться должности Уполномоченный по правам человека (ребенка, коренных малочисленных народов) в субъекте Российской Федерации.
При этом согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается с учетом положений данного Федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.
28 апреля 2011 года Законодательным Собранием Камчатского края принят Закон N 590 "Об Уполномоченном по правам человека и защите детства в Камчатском крае", опубликованный в газете "Официальные ведомости" от 10 мая 2011 года N 90-95 (далее - Закон).
В соответствии со статьей 1 Закона предметом его регулирования является определение статуса, полномочий, порядка назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека и защите детства.
Вместе с тем, Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Указом Президента РФ от 01.09.2009 N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка", Указом Президента РФ от 04.12.2009 N 1381 "О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации" предусмотрено учреждение должности "Уполномоченный по правам человека (ребенка, коренных малочисленных народов) в субъекте Российской Федерации".
Поскольку указанные нормативные правовые акты не предусматривают возможности учреждения должности Уполномоченного по правам человека и защите детства в субъекте РФ, суд приходит к выводу, что требования прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положений Закона Камчатского края "Об Уполномоченном по правам человека и защите детства в Камчатском крае" от 28 апреля 2011 года N 590 в части слов "и защите детства" в наименовании и статье 1 указанного Закона являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Наличие у органов государственной власти субъектов Российской Федерации права самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти и по собственному усмотрению учреждать государственную должность Уполномоченного по правам человека (ребенка, коренных малочисленных народов) в субъекте Российской Федерации не снимает обязанности соблюдения при учреждении этой должности и формировании государственных органов требований, установленных федеральным законодательством, в связи с чем доводы представителей заинтересованных лиц не могут быть признаны состоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление заместителя прокурора Камчатского края удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения Закона Камчатского края от 28 апреля 2011 года N 590 "Об Уполномоченном по правам человека и защите детства в Камчатском крае" в части слов "и защите детства" в наименовании и статье 1 указанного Закона.
Сообщение о принятом решении Камчатского краевого суда подлежит опубликованию в печатном издании Камчатского края "Официальные ведомости" после вступления его в законную силу.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Камчатский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.И. Ерютин
Мотивированное решение суда изготовлено 17 октября 2011 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.