Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
в составе:
председательствующего Мирошниковой С.В.,
судей Лобыкина С.Н., Назина В.И.,
при секретаре Соиной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Морозова В.Д. на решение Магаданского городского суда от 15 ноября 2011 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Морозова В.Д. к Государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области" о взыскании задолженности по пенсионным выплатам за период с августа 2011 г. по октябрь 2011 г. в сумме ... рублей ... копеек, обязании выплачивать ему трудовую пенсию в размере ... рублей ... копейка, начиная с 01 ноября 2011 г., ежемесячно, бессрочно, с последующей индексацией - отказать.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Мирошниковой С.В., объяснения истца Морозова В.Д. и его представителя Данилина В.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя ответчика Фроловой Е.В., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Морозов В.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Магадане Магаданской области" (далее - Управление) о перерасчете размера пенсии по старости, взыскании задолженности по выплате пенсии с учетом перерасчета.
В обоснование заявленных требований указал, что с 1 ноября 2006 года ему была назначена трудовая пенсия по старости с учетом соотношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,2 в связи с отсутствием необходимых условий для назначения пенсии с повышенным коэффициентом.
Впоследствии его стаж в районах Крайнего Севера составил 15 календарных лет, в связи с чем 29 августа 2011 года он обратился в Управление с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом коэффициента 1,7.
13 сентября 2011 года ответчик, сославшись на положения Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", отказал в перерасчете размера пенсии, указав, что при определении размера коэффициента стаж его работы после 1 января 2002 года не учитывается, кроме того, на указанную дату он не проживал в районах Крайнего Севера.
Полагая, что данный Федеральный закон ухудшает его права по сравнению с ранее действовавшим пенсионным законодательством и не должен применяться ответчиком при установлении размера пенсии, истец просил суд взыскать с Управления в его пользу задолженность по пенсионным выплатам за период с августа 2011 года по октябрь 2011 года в сумме ... рублей ... копеек, обязать ответчика выплачивать ему трудовую пенсию в размере ... рублей ... копейка, начиная с 1 ноября 2011 года, ежемесячно, бессрочно, с последующей индексацией.
Магаданским городским судом 15 ноября 2011 года постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе, поданной истцом и его представителем, ставится вопрос об отмене решения суда.
Указано, что при вынесении решения суд необоснованно применил к возникшим правоотношениям Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку положения данного закона нарушают права заявителя и противоречат части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в ней, заслушав объяснения истца, его представителя, а также представителя ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельным категориям граждан.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Изменение условий и норм установления, а также порядок выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Исходя из смысла пункта 2 статьи 30 названного Федерального закона отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться лицам, проживавшим на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 01 января 2002 года или остались там проживать. Также повышенный коэффициент при оценке пенсионных прав граждан может учитываться мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 01 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию).
Как следует из материалов дела, Морозов В.Д. является получателем трудовой пенсии на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 01 ноября 2006 года.
По делу установлено, что по состоянию на 01 января 2002 года (на дату конвертации его пенсионных прав и установления расчетного размера трудовой пенсии) истец в районах Крайнего Севера не проживал, 15 календарных лет стажа работы в районах Крайнего Севера не имел, поэтому при назначении ему трудовой пенсии, как то предусмотрено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ответчиком правомерно применено отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,2.
С ноября 2006 года истец проживает в городе Магадане, стаж его работы в районах Крайнего Севера по состоянию на 1 августа 2011 года достиг 15 лет, что, по мнению истца, дает ему право на перерасчет пенсии с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7.
Такое утверждение правильно признано судом первой инстанции не основанным на законе.
Как правильно указал суд в решении, для назначения пенсии по старости с повышенным коэффициентом необходимо наличие определенных статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условий, которых применительно к обстоятельствам данного дела не имеется.
Перерасчет, индексация и корректировка размеров трудовых пенсий осуществляется в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно пункту 2 которой в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, производится соответствующий перерасчет размеров страховой части трудовой пенсии по старости.
Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии истца, как установлено судом, определяется с учетом районного коэффициента 1,7, что соответствует положениям пункта 2 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При таком положении вывод суда об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований о перерасчете размера пенсии с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7 и взыскании задолженности судебная коллегия считает правильным.
Указание в кассационное жалобе на применение судом закона, не подлежащего применению, приведенное в подтверждение незаконности судебного решения, не может быть признано состоятельным, поскольку трудовые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Доводы кассационной жалобы сводятся к требованиям и возражениям, которые исследовались в судебном заседании при рассмотрении дела и которым судом дана оценка в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, выводов суда они не опровергают и не могут служить основанием для отмены решения суда, принятого в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда от 15 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Морозова В.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Мирошникова
Судьи С.Н. Лобыкин
В.И. Назин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.