Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кошак А.А.,
судей Гришан Л.В., Адаркина И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе открытого акционерного общества "Ягоднинская дорожная компания"
на решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 15 декабря 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Столярова С.А. к открытому акционерному обществу "Ягоднинская дорожная компания" о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01 января 2011 года по 31 октября 2011 года в размере 43 8869 рублей 28 копеек, удовлетворить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Ягоднинская дорожная компания" в пользу Столярова С.А. недоначисленную заработную плату за период с 01 января 2011 года по 31 октября 2011 года в размере 438 869 рублей 28 копеек (без учета обязательных платежей).
Взыскать с открытого акционерного общества "Ягоднинская дорожная компания" в доход бюджета муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области" госпошлину по данному иску в размере 7 588 рублей 69 копеек.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Адаркина И.А., пояснения представителя открытого акционерного общества "Ягоднинская дорожная компания" Мариной М.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Столяров С.А. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу "Ягоднинская дорожная компания" (далее - ОАО "Ягоднинская дорожная компания") о взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01 января 2011 года по 31 июля 2011 года в размере 309 342 руб. 31 коп.
В обоснование иска указал, что установленная ответчиком тарифная ставка рабочего первого разряда - 5800 руб., не соответствует размеру, предусмотренному Федеральным отраслевым соглашением по дорожному хозяйству на 2011 - 2013 года (далее - Отраслевое соглашение), которая должна составлять не менее 1,15 величины прожиточного минимума работающего населения в субъекте Федерации, установленному на 01 января 2011 года. При этом размер прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ, в 1-2 квартале 2011 года составлял 10 477 руб.
В ходе производства по делу истец увеличил исковые требования и просил взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за период с 01 января 2011 года по 31 октября 2011 года в размере 438 869 руб. 28 коп.
Ягоднинским районным судом 15 декабря 2011 года постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права и принять новое решение об отказе Столярову С.А. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Указывает на то, что ОАО "Ягоднинская дорожная компания" зарегистрировано в качестве юридического лица 03 мая 2011 года и участия в заключении Отраслевого соглашения и его продлении на 2011 - 2013 годы не принимало и не уполномочивало на это Федеральное дорожное агентство.
Реорганизованное в ОАО "Ягоднинская дорожная компания" Федеральное государственное унитарное дорожно-эксплуатационное предприятие (далее - ФГУ ДЭП N 247) также не принимало участия в заключении Отраслевого соглашения на 2008 - 2011 года, а также при заключении Соглашения о продлении на 2011 - 2013 годы действия Отраслевого соглашения на 2008 - 2010 годы и не уполномочивало Федеральное дорожное агентство на заключение указанных соглашений.
Письмо министра здравоохранения и социального развития о предложении работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении Отраслевого соглашения, присоединится к нему либо направить мотивированный отказ, было издано 03 июня 2011 года, опубликовано в Российской газете 10 июня 2011 года, после образования ОАО "Ягоднинская дорожная компания".
Мотивированный отказ от присоединения к указанному Отраслевому соглашению направлен ОАО "Ягоднинская дорожная компания" 08 июля 2011 года, поступил в Минздравсоцразвития России 11 июля 2011 года.
Считает необоснованным вывод суда об отнесении ФГУ ДЭП N 247, реорганизованного в ОАО "Ягоднинская дорожная компания", к государственным учреждениям, поскольку данное предприятие являлось коммерческой организацией.
В этой связи полагает, что действие Отраслевого соглашения на ОАО "Ягоднинская дорожная компания" не распространяется.
Со ссылкой на Федеральный закон от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", ст.ст. 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации, письмо Федерального дорожного агентства от 12 августа 2011 года N 08-29/11062 полагает, что из используемого при расчете минимальной (базовой) тарифной ставки размера прожиточного минимума должны исключаться компенсационные выплаты (районный коэффициент и процентные надбавки).
Судом не дано какой-либо правовой оценки содержанию письма Федерального дорожного агентства от 12 августа 2011 года, указывающего на необходимость исключения компенсационных выплат (районный коэффициент и процентные надбавки) из величины прожиточного минимума трудоспособного населения установленного в Магаданской области.
Установление базовой (минимальной) тарифной ставки в размере 1,15 величины прожиточного минимум трудоспособного населения в Магаданской области в размере 12 048, 55 руб., противоречит положениям трудового законодательства и может привести к банкротству предприятий отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера.
Истец по делу, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, в связи с чем на основании ч. 2 ст. 354 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда находит возможным рассмотрение жалобы в отсутствие неявившегося лица.
В соответствие с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, с учетом положения статей 34, 45, 48 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 года N 500 "О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне", статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации сделал правильный вывод о том, что действие Отраслевого соглашения на 2008 - 2010 годы, продленного на 2011 - 2013 годы распространяется на ОАО "Ягоднинская дорожная компания", как на правопреемника ФГУ ДЭП N 247.
Вывод суда надлежащим образом мотивирован и оснований для признания его неправильным судебная коллегия не усматривает.
Доводы кассационной жалобы о не распространении на ОАО "Ягоднинская дорожная компания" действия Федерального отраслевого соглашения в связи с регистрацией общества только 03 мая 2011 года, после заключения соглашения, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
13 марта 2008 года между работниками учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства в лице их представителя - Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, работодателями в лице их представителей, Федеральным дорожным агентством (представителем организаций дорожного хозяйства, подведомственных агентству) заключено Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2008 - 2010 годы (далее - Отраслевое соглашение).
Данное Отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты и охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 1731-р (в ред. распоряжения N 1778-р от 20.12.2006 г.) ФГУ ДЭП N 247 находилось в ведении Федерального дорожного агентства (Росавтодора).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 года N 500 "О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне" федеральные органы исполнительной власти наделены правом представлять работодателей - подведомственные указанным органам организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне.
Как установлено судом, действие Федерального отраслевого соглашения, продленного на 2011 - 2013 годы распространялось на ФГУ ДЭП N 247, поскольку при заключении Отраслевого соглашения 28 декабря 2010 года принимало участие Федеральное дорожное агентство в ведомственном подчинении которого находилось ФГУ ДЭП N 247, кроме того уставом ФГУ ДЭП N247 предусматривалось его целевое бюджетное финансирование (абз. 4 пункта 3.5 Устава), Росавтодор, как соответствующий федеральный орган исполнительной власти, был вправе выступать в качестве представителя ФГУ ДЭП N 247 при заключении указанного Федерального отраслевого соглашения и в силу положений статьи 34 Трудового кодекса РФ.
Соответственно, указанное Отраслевое соглашение распространялось на ФГУ ДЭП N 247 в течение всего его периода действия с 01 января 2008 года по 31 декабря 2010 года.
В дальнейшем, 28 декабря 2010 года между Федеральным дорожным агентством, Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР", Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР", Ассоциацией дорожных проектно-изыскательских организаций "РОДОС" и Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйств заключено Соглашение о продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2008 - 2010 годы и внесении в него дополнений и изменений.
Абзац 1 пункта 3.1 Отраслевого соглашения был изменен и изложен в следующей редакции: "Базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2011 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации".
Пункт 3.2 Отраслевого соглашения изложен в следующей редакции: "Пересмотр (увеличение) размера минимальной тарифной ставки рабочих 1-го разряда осуществляется при достижении индекса потребительских цен на товары и услуги в соответствующем субъекте Российской Федерации 110% и более, но не реже чем один раз в год".
Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2009 года (в ред. от 17 марта 2010 г. N 346-р) ФГУ ДЭП N247, пос. Сенокосный, Магаданская область, включено в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2010 году.
Из содержания остановления Правительства РФ от 03 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (с посл. измен. и дополнениями) следует, что включение в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества федеральных государственных унитарных предприятий, не прекращает полномочий федеральных органов исполнительной власти в ведении, которых они находятся, на представление их интересов, в том числе при заключении федеральных отраслевых соглашений.
В связи с включением ФГУ ДЭП N 247 в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2010 году, оно не исключалось из ведения Росавтодора (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 1731-р), каких-либо изменений в пункт 1.4 Устава ФГУ ДЭП N 247, предусматривающего его ведомственную подчиненность Федеральному дорожному агентству (Росавтодору), не вносилось.
В соответствии с уставом ОАО "Ягоднинская дорожная компания" и свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д.57-71) общество создано путем преобразования ФГУ ДЭП N 247 и является его правопреемником.
При таком положении участие Федерального дорожного агентства в качестве представителя ФГУ ДЭП N 247 - организации дорожного хозяйства, подведомственной агентству, в заключении 28 декабря 2010 года Соглашения о продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2008 - 2010 годы и внесении в него дополнений и изменений, свидетельствует о распространении его действия на ФГУ ДЭП N 247, как на одну из сторон его заключивших.
По условиям пункта 1.5 Отраслевого соглашения оно является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется.
В силу пункта 1.4. Отраслевого соглашения ни одна из его сторон не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
По изложенным причинам неучастие ОАО "Ягоднинская дорожная компания" в заключении Отраслевого соглашения в связи с созданием (государственной регистрацией) только 03 мая 2011 года, т.е. после подписания Отраслевого соглашения (13 марта 2008 года и 28 декабря 2010 года), а также направление Обществом мотивированного отказа от присоединения к Соглашению, какого-либо правового значения не имеет, поскольку к ОАО "Ягоднинская дорожная компания", как правопреемнику ФГУ ДЭП N 247, участвовавшего в его заключении, перешли обязательства ФГУ ДЭП N 247 по его исполнению, которые будут сохраняться на весь срок действия Отраслевого соглашения.
Согласно пункту 3.1 Отраслевого соглашения базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2011 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Постановлением губернатора Магаданской области от 20.04.2011 N 38-п "О величине прожиточного минимума в Магаданской области за I квартал 2011 года", прожиточный минимум в Магаданской области за первый квартал 2011 года установлен в расчёте на душу трудоспособного населения в размере 10477 рублей, постановлением от 14 июля 2011 года N 74-п за второй квартал 2011 года в расчете на душу трудоспособного населения - 10787 рублей.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось ответчиком, предусмотренное пунктом 3.1 Отраслевого соглашения установление с 1 января 2011 года базовой (минимальной) тарифной ставки рабочего 1-го разряда при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Магаданской области, в ОАО "Ягоднинская дорожная компания" не производилось.
Однако установленная и действующая с 01 января 2011 года сначала в ФГУ ДЭП N 247, а в последующем и в ОАО "Ягоднинская дорожная компания", базовая (минимальная) тарифная ставка рабочего 1-го разряда, составляет 5 862 рубля, тогда как в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением должна составлять не менее 12 048,55 рублей (10477 х 1,15).
Довод ответчика о том, что размер прожиточного минимума, установленный постановлением губернатора Магаданской области, уже включает в себя районное регулирование (районный коэффициент и процентные надбавки) обоснованно отвергнут судом.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Магаданской области от 03 марта 2000 года N 112-ОЗ (ред. от 27.07.2010) "О прожиточном минимуме в Магаданской области" величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Магаданской области (за исключением случая, предусмотренного в пункте 3 настоящей статьи) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины области и данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Из смысла статьи 315 Трудового кодекса РФ следует, что применение районных коэффициентов и процентных надбавок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях связано непосредственно с оплатой труда, а не с уровнем потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, регулирование которых осуществляется в основном рыночными механизмами.
В этой связи вывод суда о том, что предусмотренная пунктом 3.1 Отраслевого соглашения базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума не включает в себя районный коэффициент и процентные надбавки, является правильным.
Довод жалобы о том, что судом не дано какой-либо правовой оценки содержанию письма Федерального дорожного агентства от 12 августа 2011 года, указывающего на необходимость исключения компенсационных выплат (районный коэффициент и процентные надбавки) из величины прожиточного минимума трудоспособного населения установленного в Магаданской области, не может быть принят во внимание, поскольку данное письмо в материалах дела отсутствует и суду не представлялось.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Выводы суда мотивированы, соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, примененных судом в соответствии с их содержанием и толкованием.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы судом в полном объеме. Нормы материального и процессуального права судом не нарушены и применены правильно.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется.
Доводы кассационной жалобы сводятся к требованиям и возражениям, которые исследовались в судебном заседании при рассмотрении дела и которым судом дана оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения Ягоднинского районного суда Магаданской области от 15 декабря 2011 года.
Руководствуясь ст. 360, абз. 2 ст. 361, ст. 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 15 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Ягоднинская дорожная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна.
Судья Магаданского областного суда И.А. Адаркин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.