Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Кошак А.А.,
судей Лобыкина С.Н., Адаркина И.А.,
при секретаре судебного заседания Затока Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якубивой М.К. к открытому акционерному обществу "Ягоднинская дорожная компания" о взыскании недоначисленной заработной платы за период с января 2011 года по октябрь 2011 года, по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Ягоднинская дорожная компания" на решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 21 декабря 2011 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Адаркина И.А., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Якубива М.К. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу "Ягоднинская дорожная компания" (далее - ОАО "Ягоднинская дорожная компания", Общество) о взыскании недоначисленной заработной платы за период с января 2011 года по октябрь 2011 года в размере 233 160 руб. 37 коп.
В обоснование иска указала, что установленная ответчиком тарифная ставка рабочего первого разряда - 5800 руб. не соответствует размеру, предусмотренному Федеральным отраслевым соглашением по дорожному хозяйству на 2011 - 2013 года, которая должна составлять не менее 1,15 от прожиточного минимума работающего населения в данном субъекте Федерации, установленному на 1 января 2011 года. При этом размер прожиточного минимума работающего населения в 1 квартале 2011 года составлял 10 477 руб., во втором квартале - 9 743 руб.
21 декабря 2011 года Ягоднинским районным судом Магаданской области постановлено решение, которым исковые требования Якубивой М. К. к открытому акционерному обществу "Ягоднинская дорожная компания" о взыскании недоначисленной заработной платы за период с января 2011 года по октябрь 2011 года удовлетворены частично, в пользу истца взыскана недоначисленная заработная плата за период с 01 января 2011 года по 31 октября 2011 года в размере 201 178 рублей 71 копейку, в удовлетворении исковых требований о взыскании недоначисленной заработной платы в размере 31 981 рубль 66 копеек - отказано.
С открытого акционерного общества "Ягоднинская дорожная компания" в доход бюджета муниципального образования "Ягоднинский муниципальный район Магаданской области" взыскана государственная пошлина в размере 5 211 рублей 78 копеек.
В апелляционной жалобе ответчик по делу просит решение суда отменить ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и принять новое решение об отказе Якубивой М.К. в иске.
Полагает неверным вывод суда о правопреемстве прав и обязанностей Федерального государственного унитарного дорожно-эксплуатационного предприятиея (далее - ФГУ ДЭП N 247, Предприятие), преобразованному в ОАО "Ягоднинская дорожная компания", в том числе в части соблюдения Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2011 - 2013 годы.
Указывает, что ОАО "Ягоднинская дорожная компания" зарегистрировано в качестве юридического лица 03 мая 2011 года, участия в заключении Федерального отраслевого соглашения и его продлении на 2011 - 2013 годы не принимало и не уполномочивало на это Федеральное дорожное агентство.
Реорганизованное в мае 2011 года ФГУ ДЭП N 247 также не принимало участия в заключении Соглашения, поскольку не уполномочивало Федеральное дорожное агентство на представление своих интересов при заключении Соглашения.
Письмо Министра здравоохранения и социального развития о предложении работодателям отрасли, не участвовавшим в заключении Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству, присоединится к нему либо направить мотивированный отказ издано 03 июня 2011 года, опубликовано в Российской газете от 10 июня 2011 года N 125.
Мотивированный отказ от присоединения к указанному Федеральному отраслевому соглашению направлен ОАО "Ягоднинская дорожная компания" 08 июля 2011 года, поступил в Минздравсоцразвития России 11 июля 2011 года.
В этой связи полагает, что Федеральное отраслевое соглашение на ОАО "Ягоднинская дорожная компания" не распространяется.
Со ссылкой на Федеральный закон от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", статьи 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации, письмо Федерального дорожного агентства от 12 августа 2011 года N 08-29/11062 полагает, что из используемого при расчете минимальной (базовой) тарифной ставки размера прожиточного минимума должны исключаться компенсационные выплаты (районный коэффициент и процентные надбавки).
Судом не дано какой-либо правовой оценки содержанию письма Федерального дорожного агентства от "дата", указывающего на необходимость исключения компенсационных выплат (районный коэффициент и процентные надбавки) из величины прожиточного минимума трудоспособного населения установленного в Магаданской области.
Считает, что установление базовой (минимальной) тарифной ставки в размере 1,15 величины прожиточного минимум трудоспособного населения в Магаданской области в размере 12 048, 55 руб., противоречит положениям трудового законодательства и может привести к банкротству предприятий отрасли расположенных в районах Крайнего Севера.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда находит возможным рассмотрение дела по апелляционной жалобе в их отсутствие.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 45, 48, 34 Трудового кодекса РФ, а также на постановления Правительства РФ от 10 августа 2005 года N 500 "О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне", статьей 58 Гражданского кодекса РФ, пришел к правильному выводу о том, что действие Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2008 - 2010 годы, продленного на 2011 - 2013 годы распространяется на ОАО "Ягоднинская дорожная компания", как на правопреемника ФГУ ДЭП N 247.
Вывод суда надлежащим образом мотивирован и оснований для признания его неправильным судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о не распространении на ОАО "Ягоднинская дорожная компания" действия Федерального отраслевого соглашения (далее Соглашение) в связи с регистрацией общества только 03 мая 2011 года, после заключения соглашения, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
13 марта 2008 года между работниками учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства в лице их представителя - Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, работодателями в лице их представителей, Федеральным дорожным агентством (представителем организаций дорожного хозяйства, подведомственных агентству) заключено Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2008 - 2010 годы (далее - Соглашение).
Данное Соглашение устанавливает общие условия оплаты и охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 1731-р (в ред. распоряжения N 1778-р от 20.12.2006 г.) Предприятие находилось в ведении Федерального дорожного агентства (Росавтодора).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 года N 500 "О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне" федеральные органы исполнительной власти наделены правом представлять работодателей - подведомственные указанным органам организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне.
Как установлено судом, действие Федерального отраслевого соглашения, продленного на 2011 - 2013 годы распространялось на ФГУ ДЭП N 247, поскольку при заключении Соглашения 28 декабря 2010 года принимало участие Федеральное дорожное агентство в ведомственном подчинении которого находилось ФГУ ДЭП N247, кроме того уставом ФГУ ДЭП N 247 предусматривалось его целевое бюджетное финансирование (абз. 4 пункта 3.5 Устава), Росавтодор, как соответствующий федеральный орган исполнительной власти, был вправе выступать в качестве представителя Предприятия при заключении указанного Федерального отраслевого соглашения и в силу положений статьи 34 Трудового кодекса РФ.
Соответственно, указанное Соглашение распространялось на ФГУ ДЭП N 247 в течение всего его периода действия с 01 января 2008 года по 31 декабря 2010 года.
В дальнейшем, 28 декабря 2010 года между Федеральным дорожным агентством, Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР", Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР", Ассоциацией дорожных проектно-изыскательских организаций "РОДОС" и Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйств заключено Соглашение о продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2008 - 2010 годы и внесении в него дополнений и изменений.
Абзац 1 пункта 3.1 Соглашения был изменен и изложен в следующей редакции: "Базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с "дата" в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации".
Пункт 3.2 Соглашения изложен в следующей редакции: "Пересмотр (увеличение) размера минимальной тарифной ставки рабочих 1-го разряда осуществляется при достижении индекса потребительских цен на товары и услуги в соответствующем субъекте Российской Федерации 110% и более, но не реже чем один раз в год".
Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2009 года (в ред. от 17 марта 2010 г. N 346-р) ФГУ ДЭП N 247, пос. Сенокосный, Магаданская область, включено в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2010 году.
Из содержания постановления Правительства РФ от 03 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (с посл. измен. и дополнениями) следует, что включение в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества федеральных государственных унитарных предприятий, не прекращает полномочий федеральных органов исполнительной власти в ведении, которых они находятся, на представление их интересов, в том числе при заключении федеральных отраслевых соглашений.
В связи с включением Предприятия с 17 марта 2010 года в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2010 году, оно не исключалось из ведения Росавтодора (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 1731-р), каких-либо изменений в пункт 1.4 Устава Предприятия, предусматривающего его ведомственную подчиненность Федеральному дорожному агентству (Росавтодору), не вносилось.
В соответствии с уставом ОАО "Ягоднинская дорожная компания" и свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д.57-71) общество создано путем преобразования ФГУ ДЭП N 247 и является его правопреемником.
При таком положении участие Федерального дорожного агентства в качестве представителя ФГУ ДЭП N 247 - организации дорожного хозяйства, подведомственной агентству, в заключении 28 декабря 2010 года Соглашения о продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2008 - 2010 годы и внесении в него дополнений и изменений, свидетельствует о распространении его действия на Предприятие, как на одну из сторон его заключивших.
По условиям пункта 1.5 Соглашения, оно является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется.
В силу пункта 1.4. Соглашения ни одна из его сторон не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
С учетом изложенного неучастие ОАО "Ягоднинская дорожная компания" в заключении Соглашения в связи с созданием (государственной регистрацией) только 03 мая 2011 года, т.е. после подписания Соглашений (13 марта 2008 года и 28 декабря 2010 года), а также направление Обществом мотивированного отказа от присоединения к Соглашению, правового значения не имеет, поскольку к Обществу, как правопреемнику ФГУ ДЭП N 247, участвовавшего в его заключении, перешли обязательства Предприятия по его исполнению, которые будут сохраняться на весь срок действия Соглашения, т.е. по 31 декабря 2013 года.
Согласно пункту 3.1 Соглашения базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2011 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Постановлением губернатора Магаданской области от 20.04.2011 N 38-п "О величине прожиточного минимума в Магаданской области за I квартал 2011 года", прожиточный минимум в Магаданской области за первый квартал 2011 года установлен в расчёте на душу трудоспособного населения в размере 10477 рублей, постановлением от 14 июля 2011 года N 74-п за второй квартал 2011 года в расчете на душу трудоспособного населения - 10787 рублей.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось Обществом, предусмотренное пунктом 3.1 Соглашения установление с 1 января 2011 года базовой (минимальной) тарифной ставки рабочего 1-го разряда при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Магаданской области, в Обществе не производилось.
Однако установленная и действующая с 01 января 2011 года сначала на Предприятии, а в последующем и в Обществе, базовая (минимальная) тарифная ставка рабочего 1-го разряда, составляет 5 862 рубля, тогда как в соответствии с Федеральным отраслевым Соглашением должна составлять не менее 12 048,55 рублей (10477 х 1,15).
Довод ответчика о том, что размер прожиточного минимума, установленный постановлением губернатора Магаданской области, уже включает в себя районное регулирование (районный коэффициент и процентные надбавки) обоснованно отвергнут судом.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Магаданской области от 03 марта 2000 года N 112-ОЗ (ред. от 27.07.2010) "О прожиточном минимуме в Магаданской области" величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Магаданской области (за исключением случая, предусмотренного в пункте 3 настоящей статьи) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины области и данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Из смысла статьи 315 Трудового кодекса РФ следует, что применение районных коэффициентов и процентных надбавок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях связано непосредственно с оплатой труда, а не с уровнем потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, регулирование которых осуществляется в основном рыночными механизмами.
В этой связи вывод суда о том, что предусмотренная пунктом 3.1 Соглашения базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума не включает в себя районный коэффициент и процентные надбавки, является правильным.
Довод жалобы о том, что судом не дано какой-либо правовой оценки содержанию письма Федерального дорожного агентства от 12 августа 2011 года, указывающего на необходимость исключения компенсационных выплат (районный коэффициент и процентные надбавки) из величины прожиточного минимума трудоспособного населения установленного в Магаданской области, не может быть принят во внимание, поскольку данное письмо в материалах дела отсутствует и суду не представлялось.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Обстоятельства, имеющие значение для дела исследованы судом в полном объеме. Нормы материального и процессуального права судом не нарушены и применены правильно.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к требованиям и возражениям, которые исследовались в судебном заседании при рассмотрении дела и которым судом дана оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и не могут являться поводом к отмене судебного решения, поскольку не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьями 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, к его отмене.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ягоднинского районного суда Магаданской области от 21 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ягоднинская дорожная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна.
Судья Магаданского областного суда И.А. Адаркин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.