Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Мирошниковой С.В.,
судей Лобыкина С.Н., Коваленко О.В.,
при секретаре судебного заседания Фроловой А.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернявского С.Г. к открытому акционерному обществу "Ягоднинская дорожная компания" о взыскании недоначисленной заработной платы,
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Ягоднинская дорожная компания" на решение Ягоднинского районного суда от 28 декабря 2011 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Коваленко О.В., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Чернявский С.Г. обратился в суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Ягоднинская дорожная компания" (далее - ОАО "Ягоднинская дорожная компания") о взыскании задолженности по заработной плате.
Исковое заявление мотивировано тем, что истец является работником Общества. При начислении заработной платы ответчик не соблюдает требования Федерального отраслевого тарифного Федерального отраслевого тарифного соглашения по дорожному хозяйству соглашения на 2011-2013 годы предусматривающего, что тарифная ставка рабочего первого разряда с 01 января 2011 года устанавливается в размере не менее чем 1,15 от величины прожиточного минимума работающего населения в данном субъекте Федерации, составлявшего на 1 квартал 2011 года 10 477 рублей. Однако, тарифная ставка рабочего 1 разряда установлена ответчиком в размере 5 862 рублей и исходя из данного минимального размера тарифной ставки ответчиком производится начисление и выплата заработной платы.
Просил взыскать с ответчика задолженность по неначисленной и невыплаченной заработной плате за период с 01 января по 31 августа 2011 года в размере ... рублей ... копейки.
С учетом увеличенных исковых требований просил суд взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по заработной плате за период с 01 января по 30 ноября 2011 года в размере ... рубль ... копеек.
28 декабря 2011 года Ягоднинским районным судом вынесено решение, которым исковые требования Чернявского С.Г. удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик ОАО "Ягоднинская дорожная компания" просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Полагает, что суд пришёл к неверному выводу о наличии оснований для распространения действия Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2011-2013 г.г., как на Общество, созданное 03 мая 2011 года в процессе реорганизации ФГУП "ДЭП-247", так и непосредственно на Предприятие до его реорганизации.
Ссылается на то, что Обществом направлен мотивированный отказ от присоединения к данному Соглашению, а Предприятие не уполномочивало Федеральное дорожное агентство на подписание 28 декабря 2010 года Соглашения, которым действие ранее подписанного Соглашения по дорожному хозяйству на 2008 - 2010 г.г. было продлено.
Кроме того, указывает, что положения части 4 статьи 34 Трудового кодекса РФ предусматривают возможность подписания Соглашений в качестве представителей работодателей федеральными органами исполнительной власти, но в отношении федеральных государственных учреждений, тогда как Предприятие таковым не является.
Считает неверным вывод суда о том, что при расчёте базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства из величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Магаданской области, не подлежат исключению компенсационные выплаты (районный коэффициент и процентные надбавки), поскольку при расчёте прожиточного минимума учитываются природно-климатические условия субъекта Российской Федерации.
Ссылается на то, что судом не дано какой-либо правовой оценки содержанию письма Федерального дорожного агентства от 12 августа 2011 года, указывающего на необходимость исключения компенсационных выплат (районный коэффициент и процентные надбавки) из величины прожиточного минимума трудоспособного населения установленного в Магаданской области.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем на основании статей 167 (часть 3), 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил положения законодательства, регулирующие спорные отношения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истец состоял в трудовых отношениях с федеральным государственным унитарным дорожным эксплуатационным предприятием N 247 (далее - ФГУП "ДЭП-247").
3 мая 2011 года путем преобразования ФГУП "ДЭП-247" было создано ОАО "Ягоднинская дорожная компания", являющееся, в силу пункта 1.1. Устава правопреемником указанного предприятия (т.1 л.д. 56).
Извещением N 39 от 3 мая 2011 года истец был уведомлен о состоявшейся реорганизации, ему было разъяснено, что трудовые отношения с ним будут продолжены на тех же условиях, что и с ФГУП "ДЭП-247" (т.1 л.д.77).
Судом также установлено, что 13 марта 2008 года между работниками учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства в лице их представителя - Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, работодателями в лице их представителей, Федеральным дорожным агентством (представителем организаций дорожного хозяйства, подведомственных агентству) заключено Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2008 - 2010 годы.
Данное Соглашение устанавливает общие условия оплаты и охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 1731-р (в ред. распоряжения N 1778-р от 20.12.2006 г.) ФГУП "ДЭП-247"находилось в ведении Федерального дорожного агентства (Росавтодора).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 года N 500 "О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне" федеральные органы исполнительной власти наделены правом представлять работодателей - подведомственные указанным органам организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне.
Кроме того, поскольку Уставом ФГУП "ДЭП-247" предусматривалось его целевое бюджетное финансирование (абз. 4 пункта 3.5 Устава), Росавтодор, как соответствующий федеральный орган исполнительной власти, был вправе выступать в качестве представителя Предприятия при заключении указанного Федерального отраслевого Соглашения и в силу положений статьи 34 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, указанное Соглашение распространялось на ФГУП "ДЭП-247"в течение всего периода действия с 1 января 2008 года по 31 декабря 2010 года.
В последующем, 28 декабря 2010 года между Федеральным дорожным агентством, Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР", Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР", Ассоциацией дорожных проектно-изыскательских организаций "РОДОС" и Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйств заключено Соглашение о продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2008 - 2010 годы и внесении в него дополнений и изменений.
В частности абзац 1 пункта 3.1 Соглашения изложен в следующей редакции: "Базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2011 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации".
Пункт 3.2 Соглашения изложен в следующей редакции: "Пересмотр (увеличение) размера минимальной тарифной ставки рабочих 1-го разряда осуществляется при достижении индекса потребительских цен на товары и услуги в соответствующем субъекте Российской Федерации 110% и более, но не реже чем один раз в год".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2009 года (в ред. от 17 марта 2010 г. N 346-р) Дорожное эксплуатационное предприятие N 247, пос. Сенокосный, Магаданская область включено в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2010 году.
Вместе с тем, из анализа содержания Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 года N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" следует, что включение в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества федеральных государственных унитарных предприятий, не прекращает полномочий федеральных органов исполнительной власти в ведении, которых они находятся, на представление их интересов, в том числе при заключении федеральных отраслевых соглашений.
В связи с включением ФГУП "ДЭП-247" с 17 марта 2010 года в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2010 году, оно не исключалось из ведения Росавтодора (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 1731-р), каких-либо изменений в пункт 1.4 Устава предприятия, предусматривающего его ведомственную подчиненность Федеральному дорожному агентству (Росавтодору), не вносилось.
При таком положении, участие Федерального дорожного агентства в качестве представителя предприятия - организации дорожного хозяйства, подведомственной агентству, в заключении 28 декабря 2010 года Соглашения о продлении на 2011 - 2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2008 - 2010 годы и внесении в него дополнений и изменений, свидетельствует о распространении его действия на ФГУП "ДЭП-247", как на одну из сторон его заключивших.
По условиям пункта 1.5 Соглашения оно является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется.
В силу пункта 1.4. Соглашения, ни одна из его сторон не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
По изложенным причинам неучастие ОАО "Ягоднинская дорожная компания" в заключении Соглашения в связи с созданием общества после подписания Соглашений (13 марта 2008 года и 28 декабря 2010 года), а также направление обществом 08 июля 2011 года мотивированного отказа от присоединения к Соглашению, какого-либо правового значения не имеет, поскольку к ответчику, как правопреемнику ФГУП "ДЭП-247", участвовавшего в его заключении, перешли обязательства предприятия по его исполнению, которые будут сохраняться на весь срок действия Соглашения, то есть по 31 декабря 2013 года.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось ответчиком, предусмотренное пунктом 3.1 Соглашения установление с 1 января 2011 года базовой (минимальной) тарифной ставки рабочего 1-го разряда при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Магаданской области, на предприятии и в обществе не производилось.
Постановлением губернатора Магаданской области от 20 апреля 2011 года N 38-п, прожиточный минимум в Магаданской области за первый квартал 2011 года установлен в расчёте на душу трудоспособного населения в размере 10 477 рублей, постановлением от 14 июля 2011 года N 74-п за второй квартал 2011 года в расчете на душу трудоспособного населения - 10 787 рублей, постановлением от 19 октября 2011 года N 100-п за третий квартал 2011 года для трудоспособного населения - 10 794 рубля.
Между тем, установленная и действующая с 1 января 2011 года сначала в ФГУП "ДЭП-247", а в последующем и в ОАО "Ягоднинская дорожная компания" базовая (минимальная) тарифная ставка рабочего 1-го разряда, составляет 5 862 рубля, тогда как в соответствии с Федеральным отраслевым Соглашением по состоянию на 1-й квартал 2011 года должна составлять не менее 12 048 рублей 55 копеек (10477 х 1.15), за 2-й квартал 2011 года не менее 12 405 рублей 05 копеек (10787 х 1,15), за третий квартал 2011 года не менее 12 413 рублей 10 копеек (10794 х 1,15).
При таком положении суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и взыскания в пользу истца недоначисленной заработной платы, исходя из её размера, применительно к условиям пункта 3.1 Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству.
Доводы жалобы о том, что при расчёте базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства из величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Магаданской области, подлежат исключению компенсационные выплаты (районный коэффициент и процентные надбавки) являются не состоятельными.
Статьей 1 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ предусмотрено, что прожиточный минимум - это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина, в свою очередь, это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Частью 4 статьи 3 данного Федерального закона предусмотрено, что в субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.
Вместе с тем учёт природно-климатических условий при установлении стоимости потребительской корзины и, соответственно, величины прожиточного минимума, не означает использование при его расчёте районного коэффициента и процентных надбавок, то есть доплат и надбавок компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, имеющих совершенно иную правовую природу, связанную с оплатой труда работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Учёт природно-климатических условий при установлении стоимости потребительской корзины осуществляется в связи с наличием объективных различий в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в различных субъектах Российской Федерации.
Следует отметить, что в соответствии с Приложениями N 7 и 12 к Методическим рекомендациям по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 года N 192 (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.08.2005 N 511), Магаданская область включена в одни зоны, сформированные в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания и услуг, учитывающие в т.ч. природно-климатические условия, с такими субъектами Российской Федерации, как Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область, Вологодская область, Кировская область и др., где доплаты и надбавки компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (работа в местностях с особыми климатическими условиями), или вообще не установлены, или установлены в существенно меньшем размере, чем в Магаданской области.
По этим же причинам не может быть принята во внимание и ссылка в жалобе на то, что судом первой инстанции не дано какой-либо правовой оценки содержанию письма Федерального дорожного агентства от 12 августа 2011 года, указывающего на необходимость исключения компенсационных выплат (районный коэффициент и процентные надбавки) из величины прожиточного минимума трудоспособного населения установленного в Магаданской области.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора судом не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит доводы апелляционной жалобы убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ягоднинского районного суда от 28 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ягоднинская дорожная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Верно:
Судья Магаданского областного суда О.В. Коваленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.