Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Лобыкина С.Н.,
судей Гришан Л.В., Кошкиной М.Г.,
при секретаре Затока Т.А.,
рассмотрела 04 апреля 2012 года в г. Магадане в здании Магаданского областного суда, расположенного по ул. Якутской, д. 49 в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Данилина В.В. на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 06 февраля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кошкиной М.Г., объяснения Данилина В.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения против жалобы представителя УМВД по Магаданской области Никитиной Е.С., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Данилин В.В. обратился в суд к УМВД по Магаданской области о взыскании задолженности по пенсионным выплатам, требовании обязать ответчика ежемесячно и бессрочно выплачивать с 1 февраля 2012 года пенсию в размере ... руб. ... коп. с индексацией в соответствии с законодательством.
В обоснование требований указал, что является получателем пенсии по выслуге лет как проходивший службу в органах внутренних дел на должностях начальствующего состава.
До 1 января 2012 года при увеличении денежного довольствия его пенсия пересчитывалась, исходя из стажа службы в органах внутренних дел, и составляла 71% от суммы оклада по штатной должности, оклада по специальному званию и надбавки за выслугу лет с применением районного коэффициента в размере 70%.
С 01 января 2012 года размер денежного довольствия по указанным позициям сотрудникам полиции повышен в 4 раза, в связи с чем размер пенсии ему пересчитан, но с применением иного механизма, предусмотренного п. 13 Федерального закона от 19.07.2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", исходя из 54% окладов по должности, званию и процентной надбавки за выслугу лет.
Полагает, что установленный указанным Федеральным законом механизм исчисления размера пенсии противоречит Конституции Российской Федерации, так как, увеличивая размер окладов по должности, званию и надбавки за выслугу лет, им уменьшается процент, из которого пенсия исчисляется, применительно к нему с 71% до 54%.
Указывает, что размер его ежемесячной пенсии, исчисленной из действующих с 01 января 2012 года размеров составляющих частей денежного содержания по действовавшему до 01 января 2012 года механизму, составляет ... руб. ... коп., и просит взыскать задолженность по пенсионным выплатам за январь 2012 года в виде разницы между размером пенсии, исчисленной в старом и новом порядке, в сумме ... руб. ... коп., обязать ответчика с 01 февраля 2012 года ежемесячно и бессрочно выплачивать пенсию в размере ... руб. ... коп. с индексацией в соответствии с законодательством.
При рассмотрении дела 06 февраля 2012 года представил заявление, в котором указал на противоречие пункта 13 Федерального закона от 19.07.2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" требованиям части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Изменил размер исковых требований и просил взыскать с ответчика сумму задолженности по пенсионным выплатам за январь-февраль 2012 года в размере ... руб. ... коп., обязать выплачивать с 01 марта 2012 года ежемесячно и бессрочно пенсию в размере ... руб. ... коп. с индексацией в соответствии с законодательством.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 06 февраля 2012 года в удовлетворении исковых требований Данилину В.В. отказано.
В апелляционной жалобе Данилин В.В. считает решение незаконным, настаивает на его отмене и полном удовлетворении его требований.
Ссылается на те же обстоятельства и приводит те же доводы, что при подаче искового заявления и заявления от 06 февраля 2012 года, а также при рассмотрении дела в Магаданском городском суде.
Дополнительно указывает, что в решении суда не отражено изменение предмета исковых требований.
Со ссылкой на нарушение судом п.п. "в" п.2 ч. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 5) указывает, что суд, установив противоречие п. 13 Федерального закона от 19.07.2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ч.2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, должен был применить непосредственно Конституцию РФ и удовлетворить его требования.
Остальные доводы апелляционной жалобы являются неправовыми.
Дополнительных доказательств к апелляционной жалобе не приложил и на них не ссылался.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда оснований для отмены решения суда не находит.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 08.11.2011) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Частью 2 той же нормы установлено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Реализуя свои дискреционные полномочия, федеральный законодатель установил правовые основания и условия назначения, нормы, порядок пенсионного обеспечения и исчисления размера пенсий лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, в Законе РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 08.11.2011) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", распространив его на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, к числу которых относится истец (ст.1 Закона N 4468-1).
Статьей 13 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 внесены изменения, статья 43 дополнена частью второй.
Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального Закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 13 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ исключена с одновременным внесением изменений в статью 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, при этом она дополнена частью 2.
Согласно ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (ред. от 08.11.2011) пенсии, назначаемые лицам, к числу которых относится истец, исчисляются из денежного довольствия начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Во исполнение Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации своим постановлением от 03.11.2011г. N 878 (ред. от 31.01.2012) "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" установило размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации согласно приложению N 1 - по должности, которую занимал истец на дату увольнения - ... органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне - ... руб.; размеры месячных окладов в соответствии с присвоенным специальным званием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации согласно приложению N 4 для ... милиции (звание истца на дату увольнения) - ... руб. (п.1).
Пунктом 4 указанного постановления установлено, что с 1 января 2012 г. оклады месячного денежного содержания, установленные в соответствии с настоящим постановлением, применяются в целях назначения и пересмотра размеров пенсий гражданам, уволенным или увольняемым со службы из федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 3 настоящего постановления.
Из изложенного следует, что с 01 января 2012 года федеральный законодатель, наряду с повышением окладов месячного денежного содержания, изменил механизм исчисления размера пенсий лицам, проходившим службу в органах внутренних дел.
При таких условиях размер пенсии истца исчисляется по формуле ((оклад по должности + оклад по званию + % надбавка за выслугу лет) х 54% согласно ч.2 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (ред. от 08.11.2011) х 71% (размер пенсии истца в процентах к денежному довольствию, исходя из льготной выслуги лет) х 1,7 (районный коэффициент) и составляет:
(( ... руб. + ... руб. + ... руб.) х 54% х 71% х 1,7 = ... руб. ... коп.
Суд первой инстанции проверил доводы сторон, в том числе правомерность и обоснованность начисления ответчиком пенсии истцу в соответствии с механизмом, введенным с 1 января 2012 года, и правильность исчисления её размера, и пришел к обоснованному выводу о соответствии действий ответчика положениям федерального законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, и, в связи с этим, об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о противоречии ст. 13 Федерального закона от 19.07.2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации и необходимости прямого применения Конституции РФ основаны на неправильном понимании норм материального права, так как установление пенсионной системы Конституция Российской Федерации (статья 39, часть 2) относит к компетенции Федерального законодателя, который располагает достаточной свободой усмотрения при определении правовых оснований, условий назначения и порядка исчисления пенсий, в том числе сотрудникам органов внутренних дел.
Кроме этого, доводы жалобы о неконституционности ст. 13 Федерального закона от 19.07.2011г. N 247-ФЗ не имеют отношения к рассматриваемому спору, поскольку Федеральным Законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального Закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 13 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ исключена и её положения при рассмотрении настоящего спора судом не применялись.
Поскольку суд первой инстанции проверил обоснованность и правильность начисления пенсии истцу в полном объеме и пришел к правильному выводу о том, что механизм начисления пенсии применен и её размер исчислены ответчиком верно, в соответствии с изменениями, вступившими в силу с 01 января 2012 года, и об отсутствии в связи с этим оснований для удовлетворения всех требований истца (л.д.35), то ссылка истца в апелляционной жалобе на неотражение в решении суда изменения предмета его требований не носит существенного характера, влекущего отмену решения.
Наряду с этим требование обязать ответчика ежемесячно и бессрочно выплачивать истцу пенсию в указанном истцом размере не подлежит разрешению судом, так как указанные обстоятельства находятся вне волевой сферы деятельности сторон.
Доводы жалобы на ухудшение введенным с 01 января 2012 года правовым регулированием порядка исчисления пенсии истца являются необоснованными, так как размер пенсии истца, исчисленный по действующим с 01 января 2012 года правилам ( ....), выше уровня пенсионного обеспечения, установленного гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел, и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2012 г. ( ....), что соответствует п. 6 постановления Правительства РФ от 03.11.2011 N 878 (ред. от 31.01.2012) "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", и не ухудшает, а улучшает его право на пенсионное обеспечение.
Указание в жалобе на ухудшение положения истца действующим с 01 января 2012 года порядком исчисления размера пенсии в сравнении со случаем, если бы к установленному с 01 января 2012 года размеру денежного довольствия был бы применен установленный до 01 января 2012 года механизм исчисления размера пенсии, не может приниматься во внимание, так как порядок исчисления размера пенсий, установленный законодателем, включает в себя одновременно две составляющих - размер денежного довольствия, из которого рассчитывается пенсия, и механизм расчета, что исключает возможность произвольного выбора этих составляющих по усмотрению истца.
Доводы жалобы на противоречие указания в оспариваемом решении на отсутствие у судов общей юрисдикции полномочий признавать нормативные акты несоответствующими Конституции РФ подпункту "в" пункта 2 части 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 5) о неправильности постановленного решения не свидетельствует, так как ссылки на все необходимые нормы права в решении имеются.
Каких-либо иных правовых доводов, являющихся основанием к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Решение суда первой инстанции по существу является правильным и в соответствии с ч. 6 ст. 330 ГПК РФ не может быть отменено по одним только формальным соображениям, поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 06 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Данилина В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Лобыкин
Судьи Л.В. Гришан
М.Г. Кошкина
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.