Судья Магаданского областного суда Адаркин И.А., рассмотрев 24 мая 2012 года в городе Магадане в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда жалобу Регионального управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Магаданской области - лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на постановление судьи Магаданского городского суда от 12 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, которым к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей привлечено:
юридическое лицо - Региональное управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Магаданской области, юридический адрес: "адрес"
с участием: защитника Регионального управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Магаданской области Малыка В.В. ( ".......".),
представителя Управления Росздравнадзора по Магаданской области Пашкова Л.Л. ( ".......".),
при секретаре судебного заседания Блумитис Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Магаданского городского суда от 12 апреля 2012 года Региональное управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Магаданской области (далее - РУФСКН России по Магаданской области, Управление) привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обратилось в Магаданский областной суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование указывает на то, что Управление не является надлежащим субъектом инкриминируемого правонарушения, поскольку наличие лицензии по оказанию работ (услуг) по предрейсовым и послерейсовым осмотрам не обязательно.
Со ссылкой на Положение о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства от 22.01.2007 года N 30) полагает, что соблюдение лицензиатом правил хранения лекарственных средств не входит в перечень лицензионных требований и условий, а сам факт хранения лекарственных средств не требует наличия лицензии и не образует состав административного правонарушения.
Обращает внимание на то, что в протоколе об административном правонарушении не указано откуда взята информация о сроке годности лекарственных препаратов, обнаруженных в шкафу медицинского кабинета амбулатории РУФСКН России по Магаданской области. Полагает, что из определения понятия "недоброкачественные лекарственные средства" не следует, что лекарственные средства с истекшим сроком годности в терминологии законодательства относятся к недоброкачественным.
Ссылаясь на отсутствие при проведении осмотров штатных водителей фактов использования лекарственных средств, полагает неверным вывод о нарушении Управлением подпункта "з" п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, в части необеспечения контроля за соответствием качества выполняемых работ (услуг).
Указывает на то обстоятельство, что лекарственные средства находились в медицинском кабинете амбулатории РУФСКН России по Магаданской области на протяжении нескольких лет, так как в 2009 - 2010 годах осуществлялась их централизованная поставка из Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в медицинской деятельности не использовались.
В связи с тем, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие извещение законного представителя РУФСКН России по Магаданской области о дате судебного заседания, состоявшегося 12 апреля 2012 года, а также, принимая во внимание, что к участию в рассмотрении дела был допущен "представитель", считает что судом нарушены положения п.2 и п. 3 ст. 25.4 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил отменить обжалуемое постановление.
Представитель административного органа полагал, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления судьи не имеется.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ судья при принятии решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием к ст. 19.20 КоАП РФ установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 21 ноября 2011 года) лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности
В соответствии с подп. 46 п.1 ст. 12 названного Федерального закона медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно "Положению о лицензировании медицинской деятельности", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 (действовавшему на момент выявления правонарушения) (далее - Положение о лицензировании), указанное Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 4 Положения о лицензировании, установлено, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги)).
Согласно указанному приложению, работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, порядок организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, включают, в том числе, работы (услуги) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).
РУФСКН России по Магаданской области 25 ноября 2010 года получена лицензия N... на право осуществления медицинской деятельности, со сроком действия до 25 ноября 2015 (л.д. 21).
Согласно приложению N 1 от 25 ноября 2010 года к названной лицензии, Управление лицензировано на осуществление доврачебной медицинской помощи по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).
При таких обстоятельствах, довод апелляционной жалобы о том, что Управление является ненадлежащим субъектом инкриминируемого правонарушения поскольку наличие лицензии по оказанию работ (услуг) по предрейсовым и послерейсовым осмотрам не обязательно, является несостоятельным.
Правилами хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 августа 2010 года N 706н (в ред. от 28 декабря 2010 года) (далее - Правила) установлены требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения, регламентированы условия хранения указанных лекарственных средств. Действие Правил распространяется на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.
Пунктом 11 Правил установлено, что в организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо вести учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией. Контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности должен осуществляться с использованием компьютерных технологий, стеллажных карт с указанием наименования лекарственного средства, серии, срока годности либо журналов учета сроков годности. Порядок ведения учета указанных лекарственных средств устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с п. 12 Правил при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне.
Согласно пункту 32 Правил хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности, в силу подп. "з" п. 5 Положения о лицензировании, является обеспечение лицензиатом контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).
Согласно положений ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
В силу п. 6 Положения невыполнение лицензитатом указанных требований и условий является грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Как следует из материалов дела, в период с 20 февраля 2012 года по 22 февраля 2012 года Управлением Росздравнадзора по Магаданской области проведена плановая выездная проверка амбулатории РУФСКН России по Магаданской области по адресу г. Магадан, пр. Карла Маркса, д.45.
В результате проверки выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, не связанной с извлечением прибыли, а именно:
- хранение лекарственных препаратов 25 наименований с истекшим сроком годности совместно с лекарственными препаратами с нормальным сроком годности;
- не соблюдение условий хранения термолабильных лекарственных средств (р-р комбилипен 2,0 - 6 ампул; экстракт элютерококка жидкий 50 мл. - 2 флакона).
По результатам проверки составлен акт N 7-с от 22 февраля 2012 года и протокол об административном правонарушении N 2 от 22 февраля 2012 года, в которых изложены выявленные нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности.
Проверка проводилась в присутствии медицинской сестры амбулатории Управления Ж.Н.В., которая в письменной форме согласилась с выявленными нарушениями.
В судебном заседании при рассмотрении дела Ж.Н.В. и защитник Управления, по доверенности, также не опровергали наличие в амбулатории лекарственных средств с истекшим сроком годности.
В связи с изложенным, довод апелляционной жалобы об отсутствии в протоколе об административном правонарушении указания на то откуда взята информация о сроке годности лекарственных препаратов, обнаруженных в шкафу медицинского кабинета РУФСКН России по Магаданской области, не может быть принят во внимание, поскольку факт хранения лекарственных препаратов с истекшим сроком годности совместно с лекарственными препаратами с нормальным сроком годности, установлен материалами дела.
Согласно п. 28 ст. 4 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ понятием "обращение лекарственных средств" охватывается, в том числе, передача, применение, хранение, уничтожение лекарственных средств.
Из содержания апелляционной жалобы (л.д. 104-107), следует, что указанные в протоколе об административном правонарушении лекарственные средства находились в кабинете амбулатории на протяжении нескольких лет, так как в 2009-2010 годах осуществлялась их централизованная поставка из ФСКН России.
Как усматривается из представленного в материалах дела письма Департамента тылового и финансового обеспечения ФСКН России от 18.02.2010 года N 10/3-290 после получения централизованно поставляемых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, территориальным органам ФСКН России (в т.ч. РУФСКН по Магаданской области) надлежит организовать работу по их сохранности и рациональному использованию (л.д. 84).
Таким образом, Управление, являясь субъектом обращения лекарственных средств, определенным в п. 29 ст.4 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ, имело возможность использовать находящиеся в медицинском кабинете амбулатории лекарственные средства и распоряжаться ими по своему усмотрению.
Довод жалобы о неиспользовании лекарственных средств во время медицинских осмотров водителей, не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии с Типовым положением об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, являющегося приложением N 2 к Методическим рекомендациям "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утвержденным Минздравом Российской Федерации и Минтрансом Российской Федерации 29.01.2002, при проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, должна иметься сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи, также указанными методическими рекомендациями предусмотрено оказание первой медицинской помощи.
В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Согласно положений п. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.
В силу ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законным представителем юридического лица является его руководитель.
Как следует из текста имеющейся в материалах дела доверенности N... от 11.04.2012 года, РУФСКН по Магаданской области, в лице исполняющего обязанности начальника Управления, уполномочивает ведущего юрисконсульта М.В.В.. в качестве представителя Управления представлять интересы в Магаданском городском суде при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ с правами, предоставленными лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ст. 25.1 КоАП РФ (л.д. 88).
Из материалов дела следует, что при рассмотрении дела 12 апреля 2012 года участвовал М.В.В. на основании доверенности N... от 11.04.2012 года (л.д. 95).
Согласно ч. 2 ст. 25.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о допущенных судом нарушениях положений п. 2 и п. 3 ст. 25.4 КоАП РФ, не могут быть признаны обоснованными.
При таких обстоятельствах вина РУФСКН по Магаданской области в совершении административного правонарушения подтверждается собранными и исследованными в ходе разбирательства по делу доказательствами, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Деяния юридического лица были правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, административное наказание назначено в пределах санкции указанной статьи, причем в минимальном размере.
Постановление о привлечении РУФСКН по Магаданской области к административной ответственности вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований к отмене оспариваемого постановления, в том числе по доводам жалобы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Магаданского городского суда от 12 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Регионального управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Магаданской области, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо опротестовано в том же порядке прокурором.
Судья И.А. Адаркин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.