Решение Белгородского областного суда
(Извлечение)
Белгородский областной суд Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ От 05 марта 2012 г. Белгородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Мухортовой Л.И.,
при секретаре Калашниковой Е.В.,
с участием представителя прокурора Филатовой Е.Г. и представителя Белгородской областной Думы Старцевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Белгородской области о признании недействующим со времени вступления в законную силу подпункта 1 пункта 1 статьи 11 Закона Белгородской области N105 " О государственных должностях Белгородской области и гарантиях деятельности лиц, их замещающих",
УСТАНОВИЛ:
Белгородской областной думой 22 марта 2007 года принят закон Белгородской области N105 " О государственных должностях Белгородской области и гарантиях деятельности лиц, их замещающих", который подписан Губернатором области 22 марта 2007 года и официально опубликован 22 марта 2007 года в газете "Белгородские известия" N 52.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 предусмотрено, что лицам, замещающим государственные должности, при досрочном прекращении их полномочий, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий в связи с их противоправными действиями (бездействием), при условии, что со дня их избрания (назначения) на должность до дня досрочного прекращения полномочий прошло более одного года, а также при отсутствии оснований для назначения трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, а также пенсии за выслугу лет, гарантируется сохранение ежемесячного денежного вознаграждения (с учетом индексации) на период последующего трудоустройства, но не более чем на один год со дня досрочного прекращения полномочий, либо компенсация разницы между ранее выплачиваемым ежемесячным денежным вознаграждением по замещаемой государственной должности Белгородской области и среднемесячной оплатой труда по новому месту работы (включая премии, пособия и иные выплаты) в течение одного года со дня досрочного прекращения полномочий.
Дело инициировано заявлением прокурора Белгородской области, который просил признать подпункт 1 пункта 1 статьи 11 Областного закона от 22 марта 2007 года г. N 105 противоречащим федеральному закону и недействующим со дня вступления в силу решения суда.
В обоснование заявления прокурор области ссылается на то, что областная Дума, устанавливая в нарушение трудового законодательства в Областном законе право лиц, замещающих государственные должности, на получение ежемесячного денежного вознаграждения (с учетом индексации) на период последующего трудоустройства, но не более чем на один год со дня досрочного прекращения полномочий либо компенсации разницы между ранее выплачиваемым ежемесячным денежным вознаграждением по замещаемой государственной должности Белгородской области и среднемесячной оплатой труда по новому месту работы (включая премии, пособия и иные выплаты) в течение одного года со дня досрочного прекращения полномочий, вышла за пределы своих полномочий в части установления таких гарантий.
В судебном заседании представитель прокурора Филатова Е.Г. заявленные требования поддержала по указанным выше мотивам.
Представитель Белгородской областной Думы Старцева Л.И., не соглашаясь с заявлением, указала на то, что оспариваемая норма Областного закона принята областной Думой в пределах своих полномочий и не противоречит федеральному законодательству. Расходы на выплату компенсации производятся из средств областного бюджета.
Выслушав объяснения представителя прокурора и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам "к", "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство и установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 ст.76 Конституции Российской Федерации).
Из преамбулы Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" усматривается, что полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются данным Федеральным законом, иными федеральными законами, уставами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Белгородской области " О государственных должностях Белгородской области и гарантиях деятельности лиц, их замещающих" установлен перечень государственных должностей :
Губернатор Белгородской области;
председатель Белгородской областной думы;
первый заместитель Губернатора Белгородской области;
первый заместитель председателя Белгородской областной думы;
заместитель Губернатора Белгородской области;
заместитель председателя Белгородской областной думы;
начальник департамента Белгородской области;
депутат Белгородской областной думы;
председатель, заместитель, секретарь избирательной комиссии Белгородской области.
Оспариваемыми положениями ст. 11 Закона Белгородской области установлены гарантии в виде выплаты денежной компенсации лицам, замещавшим указанные должности, после досрочного прекращения полномочий в течение одного года.
Согласно части 1 ст. 6 Трудового кодекса РФ, устанавливающей разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений, к ведению федеральных органов государственной власти относится, в частности, принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих основы правового регулирования трудовых отношений, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий, в том числе и дополнительных.
Вопросы установления таких гарантий не могут относиться к полномочиям субъекта Российской Федерации, поскольку относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегулированы Трудовым кодексом РФ, который предусматривает предоставление гарантий работникам только в период исполнения трудовых обязанностей (статьи 164, 165). Установленные оспариваемой нормой гарантии также не могут свидетельствовать о реализации субъектом Российской Федерации права на установление более высокого уровня трудовых прав и гарантий по сравнению с установленным федеральным законодательством, поскольку такие гарантии могут быть предоставлены только на период полномочий.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что вопросы трудового законодательства, включая установление гарантий отдельным категориям работников (лицам, замещающим государственную должность субъекта России) находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Какие-либо прямые или косвенные преимущества в сфере труда в зависимости от должностного положения, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, устанавливаются исключительно федеральным законом.
Поэтому Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий гарантии (преимущества) лицам, замещавшим государственные должности в субъекте России, должен приниматься в соответствии с федеральным законом. При отсутствии такого федерального законодательства органы государственной власти субъектов России не вправе самостоятельно устанавливать гарантии (преимущества) лицам, замещавшим государственные должности в субъекте Российской Федерации.
Ссылка представителя областной Думы на то, что в данном случае не подлежат применению нормы Трудового кодекса РФ, несостоятельна, поскольку деятельность граждан по замещению государственных должностей субъектов Российской Федерации непосредственно связана с реализацией их права на труд, поэтому данная сфера правоотношений связана и с трудовым законодательством.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает установленным, что в оспариваемой части Областной закон Белгородской области противоречит приведенным выше нормам действующего федерального законодательства.
Согласно части 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 197, ст. 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Белгородской области удовлетворить.
Признать подпункт 1 пункта 1 статьи 11 Закона Белгородской области N105 " О государственных должностях Белгородской области и гарантиях деятельности лиц, их замещающих" противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором принесения апелляционного представления в Верховный Суд Российской Федерации через Белгородский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья
Белгородского областного суда Л.И. Мухортова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.