Определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Вахрамеевой Т.М.
судей Богониной В.Н., Наумовой И.В.
при секретаре Гроицкой Е.Ю.
с участием прокурора Бригадиной В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 мая 2012 года
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) по Белгородской области
на решение Свердловского районного суда города Белгорода от 06 марта 2012 года
по делу по иску Лыкова А.Г. к Управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Наумовой И.В., объяснения представителя ответчика - УФСКН РФ по Белгородской области - Коденко О.А. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца - Лыкова А.Г., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Бригадиной В.Ю. о законности и обоснованности принятого решения
УСТАНОВИЛА:
Лыков А.Г. проходил службу в должности "данные изъяты" Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области.
4 мая 2005 года военно-врачебная комиссия УВД по Белгородской области (свидетельство о болезни N1150 от 4 мая 2005 года) признала Лыкова А.Г. негодным к военной службе в связи с получением военной травмы.
23 мая 2005 года ему установлена инвалидность "данные изъяты"; причина инвалидности - военная травма.
Приказом УФСКН по Белгородской области Лыков А.Г. исключен из списка сотрудников управления с 31 мая 2005 года по болезни на основании заключения ВВК о негодности к службе.
Решением филиала-бюро N10 ФГУ ГБ МСЭ по Белгородской области от 20 августа 2008 года Лыкову А.Г. установлена "данные изъяты" группа инвалидности бессрочно по военной травме, "данные изъяты". Утрата профессиональной трудоспособности составляет "данные изъяты"%.
26 октября 2011 года Лыков А.Г. обратился с заявлением в Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области и просил установить и выплачивать ежемесячно пособие по возмещению вреда здоровью в связи с утратой трудоспособности.
Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области в удовлетворении заявления отказало ввиду отсутствия правовых оснований для выплаты ежемесячного пособия в размере разницы между утраченным денежным довольствием и пенсией по инвалидности (письмо N12/6955 от 8 ноября 2011 года).
Лыков А.Г. обратился в суд с иском, ссылаясь на положения ст.ст.151, 1084-1086, 1091 ГК РФ, просил взыскать с Управления ФСКН по Белгородской области в возмещение вреда здоровью утраченное денежное довольствие: единовременно за период с 1 декабря 2008 по 31 января 2012 года - "данные изъяты" руб., ежемесячно - "данные изъяты" руб., начиная с 1 февраля 2012 года с последующей индексацией, а также компенсацию морального вреда - "данные изъяты" рублей.
Представители ответчика - Управления ФСКН РФ по Белгородской области - исковые требования не признали, указав на отсутствие правовых оснований для возложения ответственности на Управление за вред здоровью, причиненный истцу, отсутствие вины ответчика в причинении указанного вреда.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично.
С Управления ФСКН РФ по Белгородской области в пользу Лыкова А.Г. взыскано в возмещение вреда здоровью единовременно "данные изъяты" рублей; ежемесячно, начиная с 1 февраля 2012 года - по "данные изъяты" рублей с последующей индексацией согласно действующему законодательству.
В удовлетворении требования о компенсации морального вреда суд отказал.
В апелляционной жалобе Управление ФСКН по Белгородской области просит об отмене решения как постановленного при неправильном толковании норм материального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Удовлетворяя требования истца и взыскивая с Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области суммы в возмещение вреда, суд исходил из того, что вред, причиненный здоровью Лыкова А.Г., проходившего службу в органах наркоконтроля, подлежит возмещению по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ (ст. ст. 1085 - 1094).
Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам главы 59 (статьи 1064 - 1101) данного Кодекса, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности. В системной связи со ст. 1064 ГК РФ, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и его статьей 1069, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке главы 59 ГК Российской Федерации за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда.
Таким образом, возможность возмещения причиненного Лыкову А.Г. вреда здоровью на основании главы 59 ГК РФ исключается, если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также его вину.
Между тем, из материалов дела следует, что ответчик непосредственным причинителем вреда здоровью истцу не является, каких-либо противоправных действий по отношению к нему не совершал, доказательств вины ответчика в причинении вреда здоровью истца в суд также не представлено, в связи с чем правовые основания для возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, по правилам главы 59 ГК РФ в отношении истца отсутствуют.
Федеральным законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" предусмотрено государственное личное страхование, в том числе, лиц рядового и начальствующего состава органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, за счет средств федерального бюджета.
Посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев соответствующих страховых сумм, военнослужащим обеспечивается право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных прав, а также осуществляется социальное обеспечение граждан в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" определены размер страховой суммы и порядок ее выплаты, в том числе в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов (пункт 2 статьи 5, статья 11).
Как следует из возражений ответчика на исковое заявление, и не оспаривалось истцом в суде апелляционной инстанции, Лыковым А.Г. были получены все выплаты в счет возмещения вреда здоровью, предусмотренные Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции".
Двойное возмещение вреда действующим законодательством не предусмотрено.
С учетом изложенного выводы суда о праве истца на возмещение вреда здоровью по правилам главы 59 ГК РФ нельзя признать соответствующими регулирующим спорные правоотношения нормам закона, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
Указанная правовая позиция отражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 марта 2012 г. N 30-В12-1.
Не основан на нормах действующего законодательства вывод суда первой инстанции о наличии права у Лыкова А.Г. на возмещение вреда здоровью по правилам главы 59 ГК РФ, поскольку Постановлением Конституционного суда РФ от 17 мая 2011 года N 8-П по делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьи 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" и статьи 1084 ГК Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и (2), 39 (часть 1), 41 (часть 1) и 59 (части 1 и 2) - пункт 1 и абзацы первый и второй пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", в той мере, в какой этими законоположениями в системе действующего правового регулирования допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц в объеме, не обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы.
При вынесении указанного Постановления Конституционный Суд Российской Федерации поручил федеральному законодателю - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в данном Постановлении, - не позднее чем в шестимесячный срок внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на совершенствование публично-правового механизма возмещения вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, с тем чтобы в течение всего периода утраты трудоспособности им во всяком случае гарантировалось адекватное возмещение вреда, сопоставимое по своему объему с денежным содержанием, которое военнослужащий имел на момент увольнения с военной службы.
Также Конституционный Суд Российской Федерации указал, что дела граждан, обратившихся в указанный суд, подлежат пересмотру в установленном порядке на основе нового правового регулирования, которое должно быть установлено федеральным законодателем исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в вышеуказанном Постановлении.
До настоящего времени федеральный законодатель не внес в действующее правовое регулирование изменения, направленные на совершенствование публично-правового механизма возмещения вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы.
С учетом изложенного в настоящее время правовые основания для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
В связи с тем, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, выразившаяся в существенном нарушении норм материального права, состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене с принятием нового решения об отказе Лыкову А.Г. в удовлетворении заявленных требований в части взыскания выплат по возмещению вреда здоровью.
Руководствуясь ст.ст.328, 329, ч.2 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда города Белгорода от 6 марта 2012 года по делу по иску Лыкова А.Г. к Управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области о возмещении вреда здоровью, компенсации морального вреда отменить в части удовлетворения иска о взыскании выплат по возмещению вреда здоровью.
Вынести в этой части новое решение. В удовлетворении иска Лыкова А.Г. к Управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области о возмещении вреда здоровью отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.