Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Чесовского Е.И.,
судей Кущевой А.А., Богониной В.Н.,
при секретаре Колмыковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 июля 2011 года
кассационную жалобу Кравцова И.В., Кравцовой П.И.
на решение Свердловского районного суда г.Белгорода от 5 мая 2011 года
по делу по иску КравцоваИ.В., КравцовойП.И. к Управлению социальной защиты населения администрации г.Белгорода, администрации г.Белгорода о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Кущевой А.А., объяснения представителей Кравцова И.В. Макеевой Р.И. и Светличного М.А., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя администрации г.Белгорода Медведевой А.О., возражавшей против отмены решения,
судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Кравцов И.В.,*** года рождения, ветеран-участник Великой Отечественной войны, инвалид второй группы, его супруга Кравцова П.И.,*** года рождения, которая также является инвалидом второй группы, имеют права на льготы, установленные ст. 20 Федерального закона "О ветеранах", с 2008 года проживают в трехкомнатной квартире"адрес" с семьей дочери. Общая площадь жилого помещения составляет 59, 4 кв.м., жилая - 38, 7 кв.м.
В 2010 году Кравцов И.В. обратился с письменным заявлением в администрацию города Белгорода по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.
На заседании комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода (протокол N 4 от 18.02.2010 года) принято решение об отказе в удовлетворении просьбы Кравцова И.В. на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, т.к. не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок, ранее которого не могут быть поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане, которые с намерением приобретения права состоять на таком учете совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Дело инициировано иском Кравцова И.В. и Кравцовой П.И., которые просят признать незаконным решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении; признать их нуждающимися в жилом помещении; обязать администрацию г. Белгорода произвести постановку на учет.
Решением суда заявление признано необоснованным.
В кассационной жалобе Кравцовы просят отменить решение, т.к. оно принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам считает необходимым отменить решение в части отказа в удовлетворении требований Кравцова И.В.
Принимая решение об отказе в постановке на учет, администрация посчитала, что истцы преднамеренно ухудшили свои жилищные условия, и не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок, ранее которого они не могут быть поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Также сослалась на то, что Кравцова П.И. по вопросу принятия на жилищный учет в администрацию города Белгорода не обращалась. Имея льготы, предусмотренные ст. 20 Федерального закона "О ветеранах", Кравцова П.И. не подлежит жилищному обеспечению в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Однако, доказательств, подтверждающих, факт преднамеренного ухудшения жилищных условий Кравцовым, администрация не предоставила.
17 января 2007 года Кравцова П.И. продала принадлежащей ей на праве собственности дом, расположенный"адрес". Данное решение принято ею с согласия супруга.
Таким образом, сделка была совершена до принятия Указа Президентом Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", и на момент продажи дома Кравцов не знал об Указе и возможности обеспечения жильем в определенные сроки. Следовательно, намеренных действий по ухудшению жилищных условий Кравцовым не совершалось, поэтому ст. ст. 53 и 54 ЖК РФ не могут быть применены.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, включая обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Согласно подп. 2 п. 3 ст. 23.2 названного Закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется для инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья в 36 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой для субъекта РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
Статья 23.2 указанного Закона закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение субсидии на приобретение жилого помещения.
Во исполнение предписаний федерального законодателя администрация (Правительство) Белгородской области постановлением от 28.03.2006 года N 52-пп утвердила порядок предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно которому органы местного самоуправления в соответствии с законом ведут учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий; формируют по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и представляют их в управление социальной защиты населения области; производят расчет размера субвенций согласно установленной законодательством Российской Федерации норме предоставления общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, и представляют в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области; открывают счета в районных (городских) органах Федерального казначейства для зачисления средств субвенций на социальную поддержку в обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; обеспечивают за счет средств субвенций из федерального бюджета предоставление жилья гражданам указанных категорий по договору социального найма первичного или вторичного рынка, в том числе индивидуальных жилых домов, отвечающих установленным санитарно-техническим требованиям, благоустроенных, применительно к условиям населенного пункта, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" необходимо завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 ЖК РФ. Пунктом 2 части 1 данной нормы установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Белгородского городского Совета депутатов от 31.03.2005 года N 132 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Белгороде", Законом Белгородской области от 10.05.2006 года N 39 "О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" размер учетной нормы установлен 15 кв.м. общей площади на 1 человека.
Кравцов проживает в квартире своей дочери -М.Р.И.- составом семьи 5 человек.
Следовательно, жильем, с учетом установленной нормы, он не обеспечен.
Выводы суда об отсутствии у Кравцовой П.И. оснований для постановки на учет являются обоснованными.
Решение в отношении истицы органом местного самоуправления не принималось, т.к. обращался только Кравцов И.В.
Она не лишена возможности с учетом имеющихся льгот, обратится к ответчику с заявлением, представив необходимые документы.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что судом не правильно определены юридически значимые обстоятельства и не правильно применен закон - нормы ст. 53 и ст. 54 ЖК РФ.
С учетом абз. 3 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным отменить решение в части отказа в удовлетворении требований Кравцова и принять новое, которым в целях восстановления прав истца, признать его иск обоснованным.
Руководствуясь абз.3 ст. 363, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г.Белгорода от 5 мая 2011 года по делу по иску КравцоваИ.В., КравцовойП.И. к Управлению социальной защиты населения администрации г.Белгорода, администрации г.Белгорода о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении отменить в части отказа в удовлетворении иска Кравцова И.В.
В данной части вынести новое решение, которым признать незаконным решение администрации г.Белгорода (протокол N4 от 18 февраля 2010 года) об отказе в постановке на жилищный учет КравцоваИ.В. - ветерана Великой Отечественной войны.
Обязать администрацию города Белгорода восстановить права Кравцова И.В., включив в список нуждающихся в жилом помещении с учетом требований ФЗ "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг".
В остальной части решение оставить без изменения, кассационную жалобу Кравцовой П.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.