Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Баркаловой Т.И.,
судей Кущевой А.А., Жуковой О.И.,
при секретаре Колмыковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 июля 2011 года
кассационную жалобу Клиновой А.А.
на решение Свердловского районного суда города Белгорода от 24.05.2011 года по гражданскому делу по иску КлиновойА.А. к администрации г.Белгорода о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Кущевой А.А., объяснения истца Клиновой А.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя администрации г. Белгорода Чукановой М.В., которая просила оставить решение без изменения,
судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Клинова (до вступления в брак Селюкова) А.А.,-дата- года рождения, является лицом из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Её родителями являютсяС.А,И. иС.Н.З.
С.Н.З. умерла-дата- года.
Решением Федерального суда Восточного округа г. Белгорода от 04.06.2001 года Селюков А.И. лишен родительских прав.
Клинова (Селюкова) А.А., имея право пользования и проживания в квартире"адрес", не направлялась в интернатное учреждение, а поступила на обучение в ГОУ НПО ПУ N33, где была на полном государственном обеспечении. В настоящее время в квартире проживает отец, лишенный родительских прав, и ее старший брат. Отец злоупотребляет спиртными напитками, не работает, ведет аморальный образ жизни. Клинова А.А. имея малолетнего ребенка, считает, что совместное проживание с отцом и братом является невозможным.
Клинова А.А. обратилась в суд с иском о признании за ней права на получение вне очереди жилого помещения в г. Белгороде по договору социального найма, так как она имеет статус сироты, и детей, оставшихся без попечения родителей, и о возложении на администрацию г. Белгорода обязанности предоставить ей жилое помещение по договору социального найма.
В судебном заседании Клинова А.А. поддержала заявленные требования. Представитель ответчика администрации г. Белгорода Кульгаева И.В. просила в иске отказать, так как за Клиновой сохранено право пользования и проживания в квартире"адрес".
Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Клинова А.А. просит об отмене решения, как постановленного без учета установленных в судебном заседании обстоятельств и с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, судебная коллегия находит их убедительными.
В соответствии со статьей 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
В соответствии спунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов(статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральнымзаконом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Вопросы социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии сподпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 названного Федерального закона отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В связи с изложенным предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силуподпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, суд первой инстанции, рассматривая данное гражданское дело, не принял во внимание, что нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации не только не должны противоречить федеральному законодательству, а также должны соответствовать вытекающим изКонституции Российской Федерации принципам справедливости и равенства субъектов социальных прав.
В соответствии сп. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из материалов дела следует, что за истицей закрепленного жилья, право на которое сохранялось бы за нею на весь период пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется.
То обстоятельство, что Клинова А.А. до июня 2010 года проживала в квартире по адресу:"адрес", не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований, т.к. право пользования указанной квартирой на момент рассмотрения дела за истицей не подтверждается доказательствами по делу.
Во исполнение положений Федеральногозакона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилым помещением истица по месту жительства не обеспечена.
Жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 ЖК РФ), в то время как для лиц, указанных вп. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса и совершение дополнительных действий, в частности обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется.
Судебная коллегия отмечает, что организация социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству в соответствии сподп. 24,24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
Органами опеки и попечительства, реализовывающими в силуст. 123 СК РФ защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, контроль за обеспечением социальных гарантий данной категории лиц не осуществлялся.
Таким образом, учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органами опеки и попечительства, по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет. То есть, эта норма регламентирует полномочия именно органов опеки и попечительства, выполняющих функции законных представителей детей-сирот, возложенных на них Федеральными законами от 21.12.1996 г.N 159 и от 24.04.2008 г. N48 "Об опеке и попечительстве" до 18 лет.
В нарушениеп. 2 ст. 3 закона Белгородской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области" органы опеки и попечительства, в орган местного самоуправления необходимые документы для постановки на жилищный учет не предоставили.
При таких обстоятельствах гарантированная социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью истицей не реализована по той причине, что органами, ведущими учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешающими вопросы их социальной поддержки, не выполнены возложенные на них полномочия. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью истицей не реализована и будет обеспечена только после предоставления ей жилого помещения.
Другого жилья, закрепленного за истицей, не имеется.
Судебная коллегия считает возможным вынести новое решение, т.к. обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и представлены достаточные доказательства.
Руководствуясь п.3 ст. 361, п.1 ст. 363, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда города Белгорода от 24.05.2011 года по гражданскому делу по иску КлиновойА.А. к администрации г.Белгорода о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отменить.
По делу вынести новое решение, которым требования Клиновой А.А. признать обоснованными частично.
Признать за КлиновойА.А. право на предоставление жилого помещения с учетом требований закона как дитя-сирота по договору социального найма. Обязать администрацию г.Белгорода предоставитьКлиновой А.А. жилое помещение по договору социального найма.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.