Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Вахрамеевой Т.М.,
судей Кущевой А.А., Ускова О.Ю.,
при секретаре Колмыковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 августа 2011 года
кассационную жалобу представителя администрации г. Белгорода
на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 30.06.2011 года по гражданскому делу по иску Кофанова Н.А. к администрации г. Белгорода о признании права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Кущевой А.А., объяснения представителя администрации г.Белгорода Медведевой А.О., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя истца Липовской Н.В., полагавшей жалобу необоснованной,
судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Кофанов Н.А. родился *** года. С *** г. по *** г. воспитывался в "данные изъяты" детском доме, с *** года по *** года - в "данные изъяты" школе-интернате, с *** г. по *** г. - в "данные изъяты" детском доме N2. В *** году окончил ПТУ N6 г. Белгорода. С 04.11.1980 года по 16.07.1981 года служил в рядах Вооруженных сил.
С 09.08.2002 года состоит в списке, нуждающихся в жилом помещении, как инвалид 3 группы вследствие общего заболевания. Проживает в общежитии в комнате "адрес", жилом помещении, общей площадью 10,9 кв.м. принадлежащем истцу на праве собственности на основании договора на передачу жилых помещений в собственность граждан в г. Белгороде от *** года.
В декабре 2010 года Кофанов Н.А. обратился в администрацию г. Белгорода с заявлением о постановке его в очереди на льготное обеспечение жилой площадью. Письмом от 11.01.2011года истцу разъяснено об отсутствии оснований для постановке в очереди, в связи с достижением 23 летнего возраста.
Дело инициировано иском Кофанова Н.А. о признании действий администрации г.Белгорода по отказу в постановке на жилищный учет незаконными, возложении обязанности на администрацию г. Белгорода включить его в список граждан на получение во внеочередном порядке жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца Липовская Н.В. поддержала заявленные требования. Представитель ответчика администрации г. Белгорода Чуканова М.В. просила в иске отказать.
Решением суда исковые требования признаны обоснованными.
В кассационной жалобе представитель администрации г. Белгорода просит об отмене решения, как постановленного без учета установленных в судебном заседании обстоятельств и с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со статьей 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
При разрешении спора суд исходил из того, что поскольку право на внеочередное предоставление жилого помещения у категории граждан, к которой относится Кофанов Н.А., возникает с момента прекращения опеки (попечительства), то к спорным правоотношениям подлежат применению нормы, действовавшие на момент возникновения данных правоотношений.
В силу ч. 2 ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
В соответствии сп. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пункт 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из материалов дела следует, что за истцом закрепленного жилья, право на которое сохранялось бы за ним на весь период пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется. Данный факт подтверждается архивной справкой Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, из которой следует, что Кофанов Н.А. с *** года воспитывался в "данные изъяты" детском доме, куда прибыл от матери из "адрес", мать выехала в "адрес". Сведений о жилищных условиях не имеется.
Из ответа Управления социальной защиты населения администрации Белгородского района, исполняющего функции органа опеки и попечительства, следует, что Кофанов Н.А. не обеспечивался жилым помещением по Белгородскому району как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение во внеочередном порядке не предоставлялось.
Таким образом, Кофанов Н.А. во исполнение положений Федеральногозакона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилым помещением по месту жительства не был обеспечен.
Жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 ЖК РФ), в то время как для лиц, указанных вп. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса и совершение дополнительных действий, в частности обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется.
Органами опеки и попечительства, реализовывающими в силуст. 123 СК РФ защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, контроль за обеспечением социальных гарантий данной категории лиц не осуществлялся.
Таким образом, учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется органами опеки и попечительства, по месту выявления и первичного устройства ребенка до 18 лет. То есть, эта норма регламентирует полномочия именно органов опеки и попечительства, выполняющих функции законных представителей детей-сирот, возложенных на них Федеральными законами от 21.12.1996 г.N 159 и от 24.04.2008 г. N48 "Об опеке и попечительстве" до 18 лет.
В нарушениеп. 2 ст. 3 закона Белгородской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области" органы опеки и попечительства, в орган местного самоуправления необходимые документы для постановки на жилищный учет не предоставили.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Из принципа, закрепленного в ст. 2 Конституции РФ следует, что процедуры исполнения требований ФЗ РФ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей" должны гарантировать приоритет прав и свобод человека и гражданина, не допуская предпочтения им даже самых важных общественных и иных интересов. Государственные органы должны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы при этом соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушений обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление. Непринятие своевременных мер к выявлению и устранению нарушений прав и свобод, особенно в тех случаях, когда в дальнейшем их восстановление оказывается невозможным, может расцениваться, как невыполнение государством и его органами своей конституционной обязанности, закрепленной в ст. 45 Конституции РФ. В связи с чем, необоснованна ссылка представителя ответчика на достижение истцом 23-летнего возраста, с учетом установленного обстоятельства обращения в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет.
Закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", конкретизирующий права детей-сирот в возрасте до 23 лет, был принят в 1996 году, когда истцу исполнилось *** лет. Таким образом, право на предоставление жилого помещения вне очереди возникло у Кофанова Н.А. до вступления в силу указанного Закона. Правовая позиция, выраженная в определении Конституционного суда РФ N280-О от 20.12.2001 года, также свидетельствует о неприменении Федерального Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к правоотношениям, возникшим до его введения.
При таких обстоятельствах гарантированная социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью истцом не реализована по той причине, что органами, ведущими учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешающими вопросы их социальной поддержки, не выполнены возложенные на них полномочия. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью истцом не реализована и будет обеспечена только после предоставления ему жилого помещения.
Решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены. Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь абз.1 ст. 361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 30.06.2011 года по гражданскому делу по иску Кофанова Н.А. к администрации г. Белгорода о признании права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.