Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Вахрамеевой Т.М.,
судей Наумовой И.В., Ускова О.Ю.,
при секретаре Сухотерине М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 сентября 2011 года
кассационную жалобу администрации Белгородского района Белгородской области
на решение Белгородского районного суда Белгородской области от 29.07.2011 года по заявлению Юревич В.И. о признании незаконным бездействия администрации Белгородского района, признании незаконным отказа во включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Вахрамеевой Т.М., объяснения представителя администрации Белгородского района Борзенковой Е.В., поддержавшей кассационную жалобу, представителей истца Юревич Л.С. и Вивтюк О.К., возражавших против доводов кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Юревич В.И. ветеран ВОВ, инвалид 2 группы, вдова инвалида ВОВ.
Муж Юревич В.И. - Ю. С.Б.- обращался в суд с иском к Правительству Белгородской области, администрации Белгородского района, Министерству регионального развития РФ о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и оказании материальной помощи в улучшении жилищных условий. Определением суда от 13.01.2011 года производство по делу прекращено в связи со смертью Ю. С.Б.
В 2011 году Юревич В.И. обратилась в администрацию Белгородского района с заявлением об улучшении жилищных условий. 17 февраля 2011 года комиссией по соблюдению жилищного законодательства ей отказано во включении в список ветеранов и инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 54 ЖК РФ (выписка из протокола N02).
После продажи жилого дома по адресу: "адрес", Юревич В.И. 10.04.2011 года вновь обратилась с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилищных условиях. Письмом от 04.05.2011 года сообщено, что ее заявление будет рассмотрено на очередном заседании комиссии по соблюдению жилищного законодательства. Письмом от 20.05.2011 года администрация указала заявительнице, что ввиду рассмотрения дела в суде принять решение не представляется возможным.
08 июля 2011 года на заседании комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района Юревич В.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, так как в представленных заявителем документах отсутствуют документы, содержащие сведения о жилом помещении, занимаемом в настоящее время (общая площадь, собственник), а также документы о правах на жилое помещение всех членов семьи, указанных в справке администрации Веселолопанского сельского поселения.
Дело инициировано иском Юревич В.И., которая с учетом требований ст. 39 ГПК РФ, просила признать за собой право на льготы, предусмотренные для ветеранов ВОВ, в соответствии с Указом Президента от 07.05.2008 года N 714, ФЗ "О ветеранах" по обеспечению жильем ветеранов 1941-1945 года. Признать решение администрации об отказе в постановке ее на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий и не оказании материальной помощи по выделению денежных средств для завершения строительства жилого дома незаконным, нарушающим ее права ветерана ВОВ, члена семьи и вдовы инвалида ВОВ, инвалида 2 группы; отменить решение комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района от 17.02.2011 года протокол N2; отменить решение комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района от 20 мая 2010 года протокол N13; признать незаконным бездействие администрации Белгородского района по нерассмотрению заявлений Юревич В.И. от 10 и 11 апреля 2011 года и непринятию по ним решения в установленные сроки; отменить решение комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района от 08.07.2011 года протокол N12; обязать комиссию по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района включить ее в список ветеранов и инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 18.01.2011 года; обязать администрацию Белгородского района выделить ей денежные средства для завершения строительства жилого дома.
В судебном заседании представитель истицы Юревич Л.С. отказалась от части заявленных требований: о возложении на администрацию Белгородского района обязанности выделить Юревич В.И. денежные средства для завершения строительства жилого дома; об отмене решения комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района от 20 мая 2010 года протокол N13. Производство по делу в данной части заявленных требований прекращено. В остальной части заявленных требований представитель истицы Юревич Л.С. и Вивтюк О.К. поддержали заявленные требования.
Представитель администрации Белгородского района Буданов С.В. возражал против удовлетворения иска.
Решением суда исковые требования Юревич В.И. признаны частично обоснованными: признано незаконным бездействие администрации Белгородского района по нерассмотрению заявлений Юревич В.И. от 10 апреля 2011 года и непринятию по нему решения в установленные сроки; признан необоснованным отказ Юревич В.И. во включении ее в список ветеранов и инвалидов ВОВ, нуждающейся в улучшении жилищных условий; отменено решение комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района от 08.07.2011 года (протокол N12); на комиссию по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района возложена обязанность включить Юревич В.И. в список ветеранов и инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 10.04.2011 года.
В кассационной жалобе представитель администрация Белгородского района просит решение суда отменить ввиду его незаконности, вынесения с нарушением норм права, неправильного определения обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Проверив материалы дела, судебная коллегия полагает жалобу обоснованной, подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
СогласноУказу Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральномузакону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии состатьей 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных вподпунктах "а" -"ж","и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениямистатьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения(пункт 3).
В 2011 году истица обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; 17 февраля 2011 года истице сообщено об отказе в приеме на учет ссылкой нап. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, ввиду представления документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела следует, не оспаривается сторонами, что на момент рассмотрения заявления в феврале 2011 года Юревич В.И. была зарегистрирована и проживала по договору найма, заключенному 21 января 2011 года сроком на три года, в жилом помещении общей площадью 63,1 кв.м. по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности ее дочери Юревич Л.С. Кроме того, в собственности ее мужа Ю. С.Б. имелось домовладение N12 по "адрес". Обстоятельством, имеющим значение для дела, является факт нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий.
В соответствии сп. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласноп. 4,5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Как предусмотрено решением Белгородского районного Совета депутатов от 27.06.2006 N210, установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере менее 15 квадратных метров общей площади жилья, приходящейся на одного человека.
Анализируя вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оснований для отмены решения комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района от 17.02.2011 года не имеется.
Требования о признании незаконным бездействия администрации Белгородского района по нерассмотрению заявлений Юревич от 10 апреля и 11 апреля 2001 года и принятию по ним решения также являются необоснованными, опровергаются представленными письмами от 4 и 20 мая 2011 года, в которых указано о рассмотрении заявления истицы на очередном заседании комиссии по соблюдению жилищного законодательства; сообщено, что ввиду рассмотрения материалов Юревич В.И. в суде, принять решение не представляется возможным. Заявление будет рассмотрено после окончания судебных разбирательств, о чем она будет уведомлена письменно. Однако суд первой инстанции ошибочно признал указанные письма как бездействие администрации Белгородского района.
Требования об отмене решения комиссии по соблюдению жилищного законодательства администрации Белгородского района от 8.07.2011 года (протокол N12) также не основаны на нормах права. Юревич В.И. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 1 ч. 1 ст.54 ЖК РФ, так как ею не представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как видно из материалов дела: заявления от 6 марта 2001 года (л.д.195), справки администрации Веселолапанского сельского поселения, Юревич В.И. является членом семьи (без родства) Кондратьевых: Т.С., А.В., А.П., Д.А. (л.д.189). Именно в таком качестве она вселена и зарегистрирована в домовладении, принадлежащем на праве собственности Кондратьевой Т.С. (л.д. 194). Поскольку заявительница проживает в семье собственника жилого помещения и является членом его семьи, она на основании ст. 5 Закона Белгородской области от 6 апреля 2006 года "О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" обязана предоставить документы, подтверждающие основания принятия граждан на учет. К ним относятся: выписка из домовой книги; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения, иные документы в соответствии с действующим законодательством); выписка из технического паспорта с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией; справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая в отношении каждого члена семьи заявителя; при необходимости иные документы (выписка из лицевого счета, акт проверки жилищных условий).
В материалах дела не имеется, а в судебном заседании кассационной инстанции представитель заявительницы не отрицала, что справок о наличии или отсутствии недвижимости у всех Кондратьевых она не предоставляла. Что касается утверждения представителя о том, что Юревич В.И. не является членом семьи Кондратьевых, то это утверждение не соответствует фактическим отношениям и первичным намерениям сторон при регистрации и вселении Юревич В.И. в домовладение Кондратьевой Т.С., что подтверждается указанными выше документами.
При таких обстоятельствах, если заявительница, вселяясь в дом, является членом семьи Кондратьевой, на момент заседания комиссии 8.07.2011 не представила необходимых документов для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, оспариваемое решение комиссии является правомерным. При этом, заявительница не лишена права обращения с заявлением о постановке на учет, с приобщением необходимых документов.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 362, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белгородского районного суда Белгородской области от 29.07.2011 года по заявлению Юревич В.И. о признании незаконным бездействия администрации Белгородского района, признании незаконным отказа во включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий отменить.
Вынести новое решение, которым в удовлетворении иска Юревич В.И. отказать.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.