Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Тертышниковой С.Ф.,
судей Кущевой А.А., Бартенева А.Н.,
при секретаре Абрамовой С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 ноября 2011 года
кассационную жалобу представителя администрации г. Белгорода Чукановой М.В.
на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 03.10.2011 года по иску Степанчук М.Н. к администрации г. Белгорода, Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области и Министерству регионального развития РФ о признании п. 4 распоряжения администрации г. Белгорода N *** от *** года незаконным и признании права на получение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Кущевой А.А., объяснения представителя администрации г.Белгорода Чукановой М.В., представителя Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства по Белгородской области Канищева М.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя истца Шевелевой С.В., полагавшей жалобу необоснованной,
судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам N *** от *** года С.Н.И. (отец истицы) составом семьи 4 человека поставлен на квартирный учет по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, очередность N ***.
*** года С.Н.И. умер.
Степанчук М.Н. поставлена на квартирный учет вместо отца, очередность N ***.
Распоряжением администрации г. Белгорода от *** года N *** истица снята с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с пп. "е" п. 2 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года N1054 и ч. 5 ст.2 ФЗ "О статусе военнослужащих в связи с отсутствием оснований для распределения гарантий, предусмотренных данной статьей, на членов семьи умершего гражданина, уволенного с военной службы.
Дело инициировано иском Степанчук М.Н. о признании п.4 распоряжения администрации г. Белгорода N *** от *** года незаконным, отменить его и восстановить ее в очереди на получение жилья. Признать за ней право на получение на состав семьи 1 человек жилого помещения в собственность бесплатно в г. Белгороде в рамках Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В судебном заседании представитель истца Шевелева С.В. поддержала заявленные требования. Просила восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения в суд.
Представитель администрации г. Белгорода Чуканова М.В., представитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области Канищев М.В. исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении иска.
Решением суда исковые требования признаны обоснованными.
В кассационной жалобе представитель администрации г. Белгорода Чуканова М.В. просит об отмене решения, как постановленного без учета установленных в судебном заседании обстоятельств и с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со статьей 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1).
Решение о постановке Степанчук М.Н. на квартирный учет вместо С.Н.И. очередностью N *** не оспорено и не отменено.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", предусматривая определенные социальные гарантии и компенсации, включая социальные гарантии и компенсации в жилищной сфере, одновременно закрепляет круг лиц, которым они предоставляются (абзацы второй - десятый пункта 5 статьи 2), а также право Президента Российской Федерации распространить гарантии и компенсации, предусмотренные этим Федеральным законом и иными федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, на других лиц и членов их семей (абзац одиннадцатый пункта 5 статьи 2).
Такое правовое регулирование, направленное на повышение уровня социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Абзац двенадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" прямо предусматривает, что военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, предоставляются жилые помещения по их выбору либо в собственность, либо по договору социального найма по избранному военнослужащими постоянному месту жительства. Таким образом, закрепляющая обязанность государства обеспечивать военнослужащих жильем при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями на основе волеизъявления гражданина, определяющего, в том числе, форму жилищного обеспечения и место постоянного проживания, носит гарантийный характер, направлено на установление механизма реализации права на жилище.
Согласно выписки из распоряжения администрации г.Белгорода N *** от *** года, основанием для снятия Степанчук М.Н. с очереди указан пп. "е" п.26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, и ч.5 ст.2 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно пп. "е" п. 26 Правил, военнослужащие снимаются с очереди на получение жилых помещений в случае выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что администрацией не указаны какие - именно документы, представленные Сепанчук, являющиеся основанием для постановки на очередь, не соответствуют действительности.
Согласно абз. 5 п. 5 ст. 2 ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные в данном Федеральном законе социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено данным Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих;
Таким образом, достижение Степанчук М.Н. 23-летнего возраста, когда она в качестве члена семьи военнослужащего поставлена на учет, не может являться основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на предоставления жилья, которое ею не было получено. Достижение 23 летнего возраста не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Требование о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения Степанчук М.Н. в судом правомерно восстановлено. В силу ч. 1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Судом обоснованно принято в качестве уважительных причин: нахождение на иждивении Степанчук М.Н. двух несовершеннолетних детей, отца своих детей, которому установлена первая группа инвалидности в установленный законом срок обжалования распоряжения администрации.
Выводы суда мотивированны, соответствуют материалам дела и оснований для признания их неправильными не имеется.
Иные доводы заявителя, изложенные в жалобе, не могут быть приняты во внимание в силу того, что, выражая несогласие с выводами суда, их не опровергают.
Руководствуясь п.1 ст.361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 03.10.2011 года по иску Степанчук М.Н. к администрации г. Белгорода, Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области и Министерству регионального развития РФ о признании п. 4 распоряжения администрации г. Белгорода N *** от *** года незаконным и признании права на получение жилого помещения оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя администрации г. Белгорода Чукановой М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.