Кассационное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 25 января 2011 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т. В.,
судей Баркаловой Т. И. и Стефановской Л. Н.,
при секретаре Еремеевой Л. Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 января 2011 года
кассационную жалобу ГОУ ВПО"Белгородский государственный университет"
на решение Октябрьского районного суда г.Белгорода от 11 ноября 2010 года
по делу по иску Чумаченко О. Г. к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "?" о взыскании денежной компенсации мер социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Баркаловой Т. И., объяснения представителя ГОУ ВПО"Белгородский государственный университет" Бухановой С. В., поддержавшей приведенные в кассационной жалобе доводы, возражения Чумаченко О. Г., проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чумаченко О.Г. относится к категории детей из числа оставшихся без попечения родителей. В 2005 году в соответствии с приказом от 02.08.2005 г. N1564-ЛС БелГУ в возрасте 20 лет она зачислена на обучение по очной форме на социально-теологический факультет по специальности социальная работа, который окончила 30.06.2010 г. Администрация ВУЗа отказалась выплатить ей выпускное денежное пособие, поскольку она окончила учебу после достижения 23-х летнего возраста.
Дело инициировано иском Чумаченко О.Г., которая просила взыскать с ответчика в счет компенсации мер социальной поддержки детей-сирот выходное пособие по окончании ВУЗа по обеспечению одеждой, обувью, мягким инвентарем в сумме 59 337 руб. и единовременное денежное пособие при выпуске в размере 500 руб.
Решением суда иск Чумаченко О.Г. удовлетворен.
В кассационной жалобе ГОУ ВПО"Белгородский государственный университет" ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив приведенные в кассационной жалобе доводы, судебная коллегия находит ее не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21. 12. 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 17.12.2009 г. N 315-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
Названный Федеральный закон предоставляет обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях (абз.4, 8 ст.1 Федерального закона).
Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, однократно обеспечиваются за счет средств федеральных государственных образовательных учреждений, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей. По желанию выпускника образовательного учреждения ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада.
Изменения, внесенные в вышеуказанный Закон с 01. 01. 2010 г., уточняют механизм и условия предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, мер социальной поддержки, достигшим возраста 23 года.
В частности, отменены возрастные ограничения, распространяемые на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, при предоставлении им мер социальной поддержки (преамбула вышеуказанного Федерального закона).
В период обучения по очной форме в названных образовательных учреждениях за лицами из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающимися, потерявшим в период обучения обоих или единственного родителя, в случае достижения ми возраста 23-х лет, сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях (ст. 1 ст. 6 вышеуказанного Федерального закона дополнены абзацем девятым). Данная позиция изложена также в письме Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от 06. 04. 2010 г. N 551/12-15.
Факт принадлежности истицы к категории детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждается свидетельством о смерти ее матери - К., умершей 07.05.1997 г., решением Октябрьского районного суда г.Белгорода от 17.11.1998 г. об отмене усыновления Г. в отношении В. и лишении Г. родительских прав.
Исходя из установленных фактических обстоятельств и приведенных правовых норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных Чумаченко О. Г. требований, поскольку она окончила учебное заведение в период действия Закона, отменившего возрастные ограничения.
Правомерен вывод суда, что обучающиеся, достигшие возраста 23 лет до 01.01.2010 г., лишаются права на полное государственное обеспечение только на указанный период. С 01.01. 2010 г. полное государственное обеспечение возобновляется вплоть до окончания учебного заведения. Выходное пособие выплачивается вне зависимости от возраста выпускников.
С учетом изложенного судом правильно признаны неубедительными ссылка представителя ответчика на положения ст.4 ГК РФ и доводы о неприменении к спорным правоотношениям Федерального закона от 17.12.2009 г. N315-ФЗ.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Изложенные в поданной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для изменения которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на принятие по делу другого решения, жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Белгорода от 11 ноября 2010 года по делу по иску Чумаченко О. Г. к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования"Белгородский государственный университет" о взыскании денежной компенсации мер социальной поддержки оставить без изменения, кассационную жалобу ГОУ ВПО"Белгородский государственный университет" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.