Кассационное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 15 марта 2011 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе: председательствующего Нерубенко Т. В.,
судей Баркаловой Т. И. и Ускова О. Ю.,
при секретаре Еремеевой Л. Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 марта 2011 года
кассационную жалобу УПФ РФ (ГУ) в г. Старый Оскол и Старооскольском районе
на решение Старооскольского городского суда от 20 января 2011 года
по делу по иску Харыбиной Е. С. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Заслушав доклад судьи Баркаловой Т. И., объяснения представителя УПФ РФ (ГУ) в г. Старый Оскол и Старооскольском районе - Левшук М. В., поддержавшей приведенные в кассационной жалобе доводы, возражения Харыбиной Е. С. и ее представителя Булгаковой Н. Ю., проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Харыбина Е. С. работает в должности преподавателя по классу фортепиано в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Детская школа искусств N 2" г. Старый Оскол с 29.08. 1985 года по настоящее время. 30. 07. 2010 г. истица обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии на основании подп.1.9 п. 1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в чем ей было отказано п причине отсутствия по состоянию на 01. 01. 2001 г. специального стажа работы не менее 16 лет 8 месяцев.
Дело инициировано иском Харыбиной Е. С., которая просила обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию по старости ранее достижения пенсионного возраста с момента обращения в суд.
Решением суда иск Харыбиной Е. С. удовлетворен.
В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в г. Старый Оскол и Старооскольском районе ставится вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности.
Обсудив изложенные в кассационной жалобе доводы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит ее подлежащей удовлетворению.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что сам по себе факт отсутствия у истицы необходимого специального стажа работы 16 лет 8 месяцев по состоянию на 01. 01. 2001 г. не может ограничивать ее право на досрочную трудовую пенсию. Судебный акт также мотивирован тем, что Харыбина Е. С. с 29. 08. 1985 г. работает в одном учреждении и на той же должности, она не могла предвидеть изменения в пенсионном законодательстве в 2002 году.
Данные выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17. 12. 201 г.N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста 60 лет мужчинам и 55 лет женщинам предоставлено лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается данная пенсия, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В пределах предоставленных полномочий Правительством РФ Постановлением от 29.10.2002 г. N 781 был утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 12 Правил работа в должностях, указанных в п. 2 раздела ""Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1ноября 1999г. по 31 декабря 2000г. в должностях в учреждениях, указанных в п.2раздела "Наименование должностей" и в п.2 раздела "Наименование учреждений"Списка.
Пунктом 2 раздела "Наименование учреждений" Списка предусмотрены учреждения дополнительного образования детей. Поскольку Харыбина Е. С. работает в учреждении дополнительного образования детей -Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Детская школа искусств N 2" г. Старый Оскол, то периоды ее работы с 01.01.2001г. могут быть включены в специальный стаж работы только при наличии вышеуказанных условий.
При суммировании всех периодов работы, которые могут быть включены в стаж осуществления педагогической деятельности Харыбиной Е. С. на 01.01.2001г. не соблюдено первое условие, предусмотренное п. 12 Правил. У истицы отсутствует педагогический стаж необходимой продолжительности - 16 лет 8 месяцев на 01.01.2001г. В наличии имеется - 15 лет 3 месяца 22 дня. Таким образом, периоды работы истицы после 01.01.2001г. необоснованно включены судом в специальный стаж работы и у нее отсутствует необходимый 25- летний стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Аналогичная норма была предусмотрена Постановлением Правительства РФ от22.09.1999г. N 1067, согласно которому, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу летв связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей,засчитываются периоды работы до 01.11.1999г. в соответствии со Списком профессий идолжностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых вшколах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правиламст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденныхПостановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N463, а периоды работы послеуказанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1настоящего Постановления. Работа в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в п.2 раздела "Наименование должностей" и в п. 15 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного п.1 настоящего Постановления, засчитывается в выслугу за периоды с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. Периоды работы в этих должностях и учреждениях, начиная с 01.01.2001г. засчитываются в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин выработал выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 463 и (или) пунктами 1-14 раздела "Наименование учреждений" и пунктом 1 "наименование должностей" Списка, утвержденного п.1 настоящего Постановления, и одновременно с учетом выполнения работы в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в должностях и учреждениях, предусмотренных в п.2 раздела "Наименование должностей" и в п.15 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного п.1 настоящего Постановления (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.02.2001г. N79).
До Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N463 действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N1397, которое утратило силу с 22.09.1993г. согласно Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993г. N953. Постановлением от 17.12.1959 г. N1397 также было установлено условие о наличии не менее 2/3 стажа, для включения в стаж работы, дающий право на назначение пенсии досрочно.
Пункт 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N781, не признан недействующим или несоответствующим Конституции РФ. (Определение Конституционного суда РФ от 15.07.2010г. N1014-О-О).
Решением Верховного суда РФ от 12.03.2007г. по делу N ГКПИ07-4 было отказано в признании недействующим пункта 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781. Согласно данному Решению Правительство РФ в рамках своей компетенции осуществило соответствующую дифференциацию, основанную на объективных критериях оценки характера труда и функциональных обязанностей различных категорий работников, сохранив за педагогами учреждений дополнительного образования детей право на досрочное назначение трудовой пенсии на тех же условиях, на которых они ранее могли приобрести право на пенсию за выслугу лет. Оспариваемый пункт Правил не нарушает прав и законных интересов, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Исходя из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в постановлении от 24.05.2001г. N 8-П и воспроизведенной в определении от 16.11.2006г. N512-О, само по себе изменение оценки профессиональной деятельности применительно к льготному обеспечению, сопровождающееся установлением указанной специальной гарантии, не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение.
Пункт 12 Правил каких-либо новых положений не содержит, он позволяет засчитывать в специальный стаж работу после 01.01.2001г. на тех же условиях, на которых ранее данная работа включалась в выслугу лет, то есть фактически сохраняет специальную гарантию, установленную ранее действовавшим законодательством.
Таким образом, условия, установленные п. 12 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. N781, не вводят новшества в законодательство, следовательно, не придают обратной силы закону.
Согласно п.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Понятие "законы" в контексте данной нормы следует толковать расширительно, вкладывая в него не только федеральные конституционные и федеральные законы, но и другие нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.). В контексте данного конституционного положения термин "умаляющие" означает законодательное установление в сфере соответствующих прав и свобод меры свободы меньшей, чем необходимая с точки зрения основного содержания этих прав и свобод. Принятие постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. N781 (N1067 от 22.09.1999г.) не отменяет и не умаляет право граждан РФ, в том числе Харыбиной Е.С., на установленное Конституцией РФ на социальное обеспечение по возрасту.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
В соответствии со ст. 361 ГПК РФ суд кассационной инстанции вправе принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что все обстоятельства дела установлены судом полно и правильно, собирания дополнительных доказательств не требуется, судебная коллегия находит возможным вынести новое решение об отказе Харыбиной Е. В. в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 362 п. 1, ч. 1, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Старооскольского городского суда от 20 января 2011 года по делу по иску Харыбиной Е. С. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью отменить. По делу принять новое решение об отказе Харыбиной Е. С. в удовлетворении заявленных требований.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.