Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Мухортовой Л.И.,
судей Кущевой А.А., Филипчук С.А.,
при секретаре Огурцовой М.А
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 декабря 2011 года
кассационную жалобу представителя администрации г. Белгорода
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 02.11.2011 года Невежиной Т.П. к Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, администрации г. Белгорода, Управлению социальной защиты населения администрации г. Белгорода о финансировании средств на приобретение жилого помещения, приобретение и предоставление жилого помещения в собственность бесплатно.
Заслушав доклад судьи Кущевой А.А., объяснения представителя администрации г.Белгорода Шустовой Н.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя истца Бочарова А.С., полагавшего жалобу необоснованной,
судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Нежина Т.П. проходила военную службу в г. Ленинске (Байконур) Республики Казахстан с *** года по *** года. Приказом командира войсковой части *** от *** года N *** уволена с военной службы в запас по ст. 49 ч.2 п."а" (в связи с организационно-штатными мероприятиями) Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" и на основании Директивы Генерального штаба МО РФ N314/3/0753 от 03.11.1995 года исключена из списков личного состава части, направлена на учет в ОГВК г. Белгорода в связи с неблагоприятными климатическими условиями.
Решением жилищной комиссии администрации г. Белгорода с *** года поставлена на учет на получение жилья по списку уволенных военнослужащих составом семьи 1 человек. От получения государственного жилищного сертификата Невежина Т.П. отказалась в августе 2010 года в письменном заявлении.
Администрация г. Белгорода предоставила в Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области списки граждан, уволенных с военной службы, вставших на жилищный учет до 01.01.2005 года по выбранным формам обеспечения в соответствии с ФЗ от 08.12.2010 года N342-ФЗ, а также сформированные учетные дела граждан, уволенные с военной службы в запас или отставку в соответствии с Порядком предоставления гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений на территории Белгородской области, утвержденным постановлением Правительства Белгородской области.
Решением Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства отказано в финансировании приобретения жилого помещения для Невежиной Т.П.
Дело инициировано иском Нежиной Т.П. об обязании Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области включить ее в заявку о финансировании приобретения в собственность жилого помещения на одного человека и перечислении субвенций в доход бюджета администрации г. Белгорода, обязании администрацию г. Белгорода в установленном законом порядке приобрести для нее жилое помещение за счет субвенций федерального бюджета.
В судебном заседании представитель истца Бочаров А.С. поддержал заявленные требования. Ответчики: представитель администрации г. Белгорода Шустова Н.Н., представитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области Зимин Д.А. исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении иска.
Решением суда исковые требования признаны обоснованными.
В кассационной жалобе представитель администрации г. Белгорода просит об отмене решения, как постановленного без учета установленных в судебном заседании обстоятельств и с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со статьей 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1).
Решением жилищной комиссии администрации г. Белгорода с 14 марта 1996 года Невежина Т.П. поставлена на учет на получение жилья по списку уволенных военнослужащих составом семьи 1 человек. В списке о финансировании приобретения жилых помещений для граждан, уволенных с военной службы, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий при администрации г. Белгорода по состоянию на *** год за порядковым номером числится Невежина Т.С составом семьи 1 человек. Данный факт не оспорен в судебном заседании.
Основанием к отказу Невежиной в финансировании приобретения жилого помещения явилось отсутствие справки установленного образца о сдаче жилья в "адрес". Во исполнения данного требования Невежина представила справку о сдаче жилья по последнему месту военной службы в "адрес" за подписью заведующего по учету и распределению жилья городской администрации. Проверяя доводы Невежиной Т.П., администрация г.Белгорода направила запрос командиру войсковой части ***. В ответе которого указано, что вышеуказанная квартира сдана Невежиной Т.П. в установленном порядке.
Абзац двенадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" прямо предусматривает, что военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, предоставляются жилые помещения по их выбору либо в собственность, либо по договору социального найма по избранному военнослужащими постоянному месту жительства. Таким образом, закрепляющая обязанность государства обеспечивать военнослужащих жильем при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями на основе волеизъявления гражданина, определяющего, в том числе, форму жилищного обеспечения и место постоянного проживания, носит гарантийный характер, направлено на установление механизма реализации права на жилище.
Вопрос о конституционности нормативных положений, устанавливающих, что условием обеспечения граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, является постановка на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений до 1 января 2005 года, рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации. В Определениях от 16 декабря 2008 года N 1068-О-О, от 17 июня 2010 года N 822-О-О Конституционный Суд Российской Федерации со ссылкой на Постановление от 5 апреля 2007 года N 5-П указал, что законодатель, исходя из предоставленных ему полномочий, вправе ввести такую модель правового регулирования, при которой то или иное право у лица может возникнуть только при условии совершения им определенных действий в течение определенного срока.
Учитывая, что Невежина Т.М. после увольнения в 1995 г. с военной службы и выезда из военного городка предоставленное ей право на предоставление жилого помещения не реализовала, *** года поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, у администрации г. Белгорода возникла обязанность перед Невежиной по предоставлению жилого помещения. При этом отсутствие справки установленного образца о сдаче жилого помещения не может служить основанием для отказа в признании военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения, если таковая объективно не может быть представлена военнослужащим по не зависящим от него причинам, но имеются другие данные, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилья.
При таких обстоятельствах, вывод суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы, направленные на иное толкование положений законодательства, регулирующего настоящие правоотношения, не могут повлиять на правильность выводов суда по существу рассмотренного спора, не подтверждают наличия оснований, предусмотренных ст. ст. 362 - 364 ГПК РФ, к отмене судебного решения.
Выводы суда мотивированны, соответствуют материалам дела и оснований для признания их неправильными не имеется.
Руководствуясь п.1 ст.361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 02.11.2011 года Невежиной Т.П. к Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, администрации г. Белгорода, Управлению социальной защиты населения администрации г. Белгорода о финансировании средств на приобретение жилого помещения, приобретение и предоставление жилого помещения в собственность бесплатно оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации г. Белгорода - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.