Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Мотлоховой В.И.,
судей Кущевой А.А., Стефановской Л.Н.,
при секретаре Колмыковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 декабря 2011 года
кассационную жалобу представителя Департамента, строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства по Белгородской области
на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 25.10.2011 года по иску Даньшина Ю.В., Даньшиной Н.К., Даньшина В.А. к администрации г. Белгорода в лице Управления социальной защиты населения администрации г. Белгорода, Департаменту строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Кущевой А.А., объяснения представителя Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства по Белгородской области Зимина Д.А., поддержавшего доводы жалобы, объяснения истца Даньшиной Н.К., полагавшая жалобу необоснованной,
судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Даньшин Ю.В. - инвалид 2 группы, участник Чеченской войны, проживает в комнате *** жилой площадью 35,6 кв.м. в общежитии, расположенном по адресу: "адрес" составом семьи 3 человека: он, Даньшина Н.К. (мать), Даньшин В.А.(отец).
На основании договора на передачу жилых помещений в собственность граждан в г.Белгороде от *** года Даньшины приобрели указанное жилое помещение в общую долевую собственность.
Решением комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода Даньшин Ю.В. снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".
Решением Свердловского районного суда г. Белгорода от 11 февраля 2010 года, вступившим в законную силу, признано незаконным решение комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода от 27.11.2009 года в части снятия Даньшина Ю.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. На администрацию г. Белгорода возложена обязанность восстановить Даньшина Ю.В. составом семьи 3 человека в списках граждан, состоящих на учете нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий, с 16.12.1996 г. Установлен срок исполнения решения 1 месяц со дня вступления его в законную силу.
Администрацией г. Белгорода решение суда от 11.02.2010 года исполнено, Даньшин Ю.В. составом семьи 3 человека восстановлен в списках учета граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилья и улучшении жилищных условий, с 16.12.1996 года.
22.04.2011 года администрация г. Белгорода направлена в Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства заявка о выделении средств на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях и вставшим на учет до 01.01.2005 года по г. Белгороду, в том числе для Даньшина Ю.В. и Даньшиной Н.К, являющимися инвалидами 2 группы бессрочно.
21.06.2011 года Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области отказано в предоставлении субсидии на приобретение жилья вышеуказанным лицам за счет средств федерального бюджета ввиду обеспеченностью жильем.
Дело инициировано иском Даньшина Ю.В., Даньшиной Н.К., Даньшина В.А. к администрации г. Белгорода в лице управления социальной защиты населения администрации г. Белгорода о признании незаконным решения об отказе предоставления субсидии на улучшение жилищных условий. Сослались на решение суда от 11.02.2010 года, по которому их семья имеет право на улучшение жилищных условий путем получения субсидии, пояснили, что ими продана комната в общежитии для того, чтобы добавить денежные средства, выделенные в виде получения субсидии, и приобрести квартиру. В настоящее время они не имеют жилья вообще, вынуждены временно проживать в квартире, принадлежащей дочери. Просили с учетом требований ст. 39 ГПК РФ обязать Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области восстановить Даньшина Ю.В. и Даньшину Н.К. в списке на получение субсидий и выделить для них денежные средства согласно Федеральному закону. На администрацию г. Белгорода в лице управления социальной защиты населения администрации г. Белгорода не просили возложить каких-либо обязанностей.
В судебном заседании истица Даньшина Н.К. исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель управления социальной защиты населения администрации г. Белгорода Чуканова М.В. полагала заявленные требования обоснованными, подлежащими удовлетворению. Представитель департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области Шеховцова Н.В. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, так как отсутствуют основания предоставления Даньшину Ю.В. и Даньшиной Н.К. субсидии. Представитель Управления социальной защиты населения Белгородской области Савина Е.Н. полагала исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Решением суда исковые требования признаны обоснованными, на Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области возложена обязанность оформить в установленном порядке заявку о финансировании приобретения жилья Даньшину Ю.В., Даньшиной Н.К. и произвести перечисление субвенций в доход местного бюджета в размере, установленном законодательством.
В кассационной жалобе представитель Департамента строительства, транспорта и жилищного коммунального хозяйства просит об отмене решения, как постановленного без учета установленных в судебном заседании обстоятельств и с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со статьей 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов (статья 7). Определение условий и порядка оказания такой поддержки осуществляется, исходя из специфики конкретных правоотношений, законодателем. Система социальной защиты инвалидов установлена Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Так, частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. При этом порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", которым Федеральный закон "О ветеранах" был дополнен статьей 23.2 (пункт 8 статьи 2), а Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - статьей 28.2 (пункт 2 статьи 5). В соответствии с этими статьями, определяющими порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, как следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в новой редакции, осуществляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Ст. 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Данная статья регламентирует механизм образования и объем мер по обеспечению положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ". В частности, ею предусмотрено, что средства на реализацию переданных субъектам полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предписаний федерального законодательства постановлением Правительства Белгородской области от 28.03.2006 г. N52-пп утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01 января 2005 года.
Доводы жалобы, что Даньшины намеренно ухудшили жилищные условия, продав занимаемое ими ранее жилое помещение, являются необоснованными, поскольку данный факт имел место после направления заявки в Департамент, кроме того, он обусловлен желанием заявителей присовокупить денежные средства, вырученные от продажи комнаты, и приобрести жилое помещение в виде квартиры со всеми коммунальными удобствами.
Таким образом, решение Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области об отказе в предоставлении Даньшиным субсидии принято без учета обстоятельств, имеющих существенное значение: обязанность государства обеспечить инвалидов жильем, безвозмездный и безвозвратный характер субсидии, однократность ее получения, что лишило истцов возможности реализовать право на приобретение жилья за счет предоставленной субсидии. В связи с чем их права должны быть восстановлены.
Кассационная жалоба ответчика не содержит правовых доводов относительно правовой природы спорных правоотношений, не опровергает вышеизложенные установленные судом обстоятельства.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которых дана судом с учетом требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем, доводы кассационной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьями 362 - 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь п.1 ст.361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 25.10.2011 года по иску Даньшина Ю.В., Даньшиной Н.К., Даньшина В.А. к администрации г. Белгорода в лице Управления социальной защиты населения администрации г. Белгорода, Департаменту строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Департамента, строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства по Белгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.