Решение Воронежского областного суда от 14 июня 2012 г.
(Извлечение)
Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи ФИО4
при секретаре ФИО1
с участием прокурора ФИО2,
а также с участием представителя правительства "адрес" Семёновой Н.Н.,-
рассмотрев в открытом судебном заседании в "адрес" дело по заявлению ФИО3 о признании недействующим нормативного правового акта в части,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Воронежский областной суд с заявлением, в котором просила признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия или иного указанного судом времени положения п. 1 постановления правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в постановление администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N" в части, предусматривающей наличие регистрации в "адрес" по месту жительства в качестве необходимого условия для начисления матери единовременной денежной выплаты при рождении ребенка и позволяющей отказывать в единовременной денежной выплате матерям, постоянно проживающим и имеющим место жительства на территории "адрес" и родившим ребенка, но не имеющим в "адрес" регистрации по месту жительства.
Кроме того, просила взыскать с правительства "адрес" в ее пользу судебные расходы, связанные с рассмотрением настоящего дела.
В обоснование заявленных требований заявитель указала, что является постоянным жителем "адрес". С ДД.ММ.ГГГГ имела регистрацию по мету жительства в "адрес" в районе, село Л. по улице К., д.. В январе 2009 года заявитель вступила в брачные отношения. В этой связи ДД.ММ.ГГГГ снялась с регистрационного учета по месту жительства и зарегистрировалась по месту пребывания на жилой площади родственников супруга в "адрес", в П. районе, в селе П., на улице С., д.. Являясь матерью ФИО5, 2011 года рождения, ДД.ММ.ГГГГ заявитель, будучи зарегистрированной по очередному месту пребывания по адресу: г. В., ул. Л., д., кв., обратилась в филиал КУВО "Управление социальной защиты населения "адрес"" с заявлением о выплате единовременного пособия при рождении ребенка, предусмотренного постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, на которое получила отказ в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории "адрес" на момент рождения ребенка, а также на момент обращения за выплатой (л.д. 7).
В своем заявлении ФИО3 указала, что положения обжалуемого постановления в части, предусматривающей наличие регистрации в "адрес" по месту жительства в качестве необходимого условия для начисления матери единовременной денежной выплаты при рождении ребенка, и позволяющей отказывать в единовременной денежной выплате матерям, постоянно проживающим и имеющим место жительства на территории "адрес" и родившим ребенка, но не имеющим регистрации по месту жительства на территории "адрес", противоречат пункту "ж" п. 1 статьи 72, статье 76 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 20 ГК РФ, статьям 1, 2, 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации".
В судебное заседание ФИО3 не явилась, хотя о слушании дела надлежащим образом извещена. В своём заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие. Суд посчитал возможным рассмотрение дела в её отсутствие.
Представитель правительства "адрес" Семёнова Н.Н., выступающая на основании доверенности, заявление посчитала необоснованным, полагая, что нормативный правовой акт исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации принят в пределах компетенции и в соответствии с положениями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Выслушав представителя правительства "адрес", исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора ФИО2, полагавшего необходимым удовлетворить заявление, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из содержания части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд признает нормативный правовой акт недействующим, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено, что администрацией "адрес" ДД.ММ.ГГГГ издано постановление N "Об установлении единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка". Постановление опубликовано в газете "Молодой Коммунар", N, ДД.ММ.ГГГГ и вступило в силу через 10 дней со дня официального опубликования.
Пунктом 1 постановления была установлена единовременная денежная выплата матерям, постоянно проживающим на территории "адрес" и родившим ребенка (детей) ДД.ММ.ГГГГ или позднее, за счет средств областного бюджета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере 15 тысяч рублей, с ДД.ММ.ГГГГ - 20 тысяч рублей.
С принятием "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ "О правительстве "адрес"" и внесением поправок в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ органом исполнительной власти "адрес" и правопреемником администрации "адрес" является правительство "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ правительством "адрес" издано постановление N "О внесении изменений в постановление администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N", которым изменен пункт первый постановления N от ДД.ММ.ГГГГ, и новая редакция устанавливает единовременную денежную выплату матерям, зарегистрированным по месту жительства на территории "адрес". Постановление опубликовано в газете "Молодой коммунар", N 91, ДД.ММ.ГГГГ и вступило в силу через 10 дней со дня официального опубликования.
Проверяя полномочия правительства "адрес" на издание оспариваемого постановления, суд учитывает, что в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (статья 76 Конституции Российской Федерации).
В силу части 1 статьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ (далее Устав) "адрес" в соответствии с Конституцией Российской Федерации является равноправным субъектом Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 19 Устава полномочия, осуществляемые органами государственной власти "адрес" по предметам ведения "адрес", определяются настоящим "адрес", законами "адрес" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами "адрес"; полномочия, осуществляемые органами государственной власти "адрес" по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами "адрес".
На основании части 1 статьи 25 Устава в систему органов государственной власти области входит правительство "адрес" - высший исполнительный орган государственной власти, возглавляемый губернатором "адрес" - высшим должностным лицом "адрес".
В силу п.п. 4 и 5 части 2 статьи 43 Устава к полномочиям правительства "адрес" относятся:
-разработка и реализация мер по развитию социальной сферы "адрес", росту благосостояния населения, охране труда и здоровья народа;
-осуществление мероприятий по охране семьи, материнства, отцовства и детства, по воспитанию, образованию; разработка и реализация государственной молодежной политики; разработка и реализация мер по развитию культуры и науки.
На основании статьи "адрес" N-ОЗ "О "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ правительство "адрес" на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, "адрес", федерального и областного законодательства издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение; акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений правительства "адрес". Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений правительства "адрес"; постановления и распоряжения правительства "адрес" подписываются губернатором "адрес"; датой официального опубликования постановления правительства "адрес" считается дата первой публикации его текста в официальном печатном издании, определяемом законом "адрес"; постановления правительства "адрес", за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее четырнадцати дней со дня их подписания, а при необходимости немедленного их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.
Согласно статье "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти "адрес" и о порядке опубликования иной официальной информации", официальным опубликованием нормативных правовых актов иных исполнительных органов государственной власти "адрес" считается первая публикация их полного текста в периодических печатных изданиях, с которыми заключен государственный контракт, предусматривающий официальное опубликование нормативных правовых актов "адрес", либо в официальных периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти "адрес".
Областная общественно-политическая государственная газета "Молодой коммунар" является официальным публикатором всех постановлений правительства "адрес".
В данном случае оспариваемый документ опубликован в официальном органе печати - газете "Молодой коммунар", и вступил в силу.
Таким образом, оспариваемое заявителем постановление является нормативным правовым актом, принятым государственным органом исполнительной власти "адрес" в пределах его компетенции, и в форме, установленной законом.
Проверяя соответствие оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
На федеральном уровне меры социальной поддержки в виде выплаты единовременного пособия при рождении ребенка урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (статья 3).
Согласно статье 2 названного закона, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Устанавливая за счет средств областного бюджета единовременную денежную выплату матерям, родившим ребенка, пункт 1 постановления администрации "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка" (в редакции постановления правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N) ставит реализацию этого права в зависимость от наличия регистрации по месту жительства на территории "адрес".
Частью 1 статьи 20 ГК РФ, статьей 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации на основании статьи 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в его Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое заявителем постановление является нормативным актом, содержащим ограничительное условие, в силу которого основанием для реализации права на получение единовременной денежной выплаты при рождении ребенка является наличие регистрации по месту жительства, что противоречит положениям части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
На основании изложенного суд приходит к выводу о несоответствии обжалуемого заявителем нормативного акта нормативно правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что в силу части 2 статьи 253 ГПК РФ влечет признание нормативного акта недействующим в обжалуемой части.
При указанных обстоятельствах суд считает подлежащими удовлетворению требования заявителя о признании недействующим пункта 1 постановления администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N) в части, предусматривающей наличие регистрации в "адрес" по месту жительства в качестве необходимого условия для начисления матери единовременной денежной выплаты при рождении ребенка.
Поскольку нормативный акт в оспариваемой настоящим заявлением части мог быть применен в уже сложившихся правоотношениях, по мнению суда, он подлежит признанию недействующим (в части) со дня вступления настоящего судебного решения в законную силу.
В связи с тем, что главами 23 и 24 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 7 ГПК РФ.
С учетом изложенного, а также положений части 1 статьи 98 ГПК РФ требования заявителя о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 191-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 постановления администрации "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении единовременной денежной выплаты матерям при рождении ребенка" (в редакции постановления правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N) в части, предусматривающей наличие регистрации в "адрес" по месту жительства в качестве необходимого условия для начисления матери единовременной денежной выплаты при рождении ребенка.
Взыскать с правительства "адрес" в пользу ФИО3 в счет возмещения судебных расходов на оплату государственной пошлины 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: ФИО4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.