Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Н.А. Гусевой,
судей И.Ю. Веремьевой, И.Н. Ильиной,
с участием прокурора Е.Ю. Хрящевой,
при секретаре Е.В. Поповой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе главы городского округа город Шарья В.В.Климова на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 27 апреля 2011 года, которым удовлетворены исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора в интересах ВишняковаФИО9 к администрации городского округа город Шарья Костромской области о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Н.А. Гусевой, объяснения прокурора Е.Ю. Хрящевой, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шарьинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах ВишняковаФИО10 к администрации городского округа г.Шарья о внеочередном предоставлении жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма. Свои требования мотивировал тем, что Я.Н.Вишняков,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы самоуправления города Шарья отДД.ММ.ГГГГN за Я.Н.Вишняковым закреплено право на получение жилого помещения по окончании пребывания его в государственном учреждении. В"данные изъяты" году Я.Н.Вишняков закончил Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Вохомская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида", в котором обучался сДД.ММ.ГГГГ. Своего жилья не имеет, проживает в квартире знакомых. Право Я.Н.Вишнякова, предусмотренное законом, на предоставление жилого помещения не реализовано. В обоснование иска сослался на п.2 ч.2, ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
На администрацию городского округа город Шарья возложена обязанность предоставить Я.Н. Вишнякову,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных социальных норм в черте городского округа город Шарья Костромской области.
В кассационной жалобе глава городского округа город Шарья В.В.Климов просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске. Считает, что решение судом постановлено с неправильным применением норм материального и процессуального права. Ссылаясь на ч.3, ч.4 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункты 24, 24.2 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", указывает, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет собственных средств. Обеспечение данной категории лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения, согласно Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N384-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" осуществляется органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактических свободных изолированных помещений, находящихся в жилом фонде Костромской области, а также в случаях наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями. Учитывая, что администрация городского округа город Шарья такими полномочиями не наделена, являться надлежащим ответчиком по данному делу не может. Поскольку в силу закона указанная категория граждан обеспечивается жилыми помещениями по договору социального найма вне очереди, она не подлежит постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; соответственно такая обязанность в соответствии с ч.3 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправлении не возлагается, заявленные Шарьинским межрайонным прокурором требования к администрации городского округа город Шарья не подлежат удовлетворению.
В возражениях относительно кассационной жалобы Шарьинский межрайонный прокурор считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значения для дела, и пришел к обоснованному выводу об обязанности администрации городского округа город Шарья предоставить истцу жилое помещение.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма.
Судом установлено, что Я.Н. Вишняков имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что никем из участников процесса не оспаривается.
Как следует из материалов дела, постановлением главы самоуправления г. Шарья отДД.ММ.ГГГГN за Я.Н. Вишняковым как ребенком, оставшимся без попечения родителей, закреплено право на получение жилого помещения по окончании пребывания его в государственном учреждении. При этом в период сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ Я.Н. Вишняков обучался в Вохомской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате 8 вида, поДД.ММ.ГГГГ - в ГОУ НПО "Профессиональное училищеN", сДД.ММ.ГГГГ - принят на повторное обучение в данное училище, проживает в общежитии, в настоящее время нигде не зарегистрирован, закрепленного жилого помещения не имеет.
Вывод суда о том, что обязанность по предоставлению Я.Н. Вишнякову жилого помещения должна быть возложена на администрацию городского округа г. Шрья не противоречит вышеприведенным нормам закона.
Согласуется данный вывод и с положениями ст.6 Закона Костромской области "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области", в соответствии с которой данная категория детей обеспечивается вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.
Не находя оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия учитывает и то, что после предоставления жилого помещения администрация городского округа город Шарья не лишена возможности требовать компенсации расходов на приобретение жилых помещений из средств соответствующего бюджета. В этой связи довод жалобы о том, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации не передали органу местного самоуправления в установленном порядке соответствующие государственные полномочия, не может быть признан в качестве основания к отмене решения.
Доводы кассационной жалобы, аналогичные тем, которые были приведены в суде первой инстанции, не опровергают содержащиеся в решение выводы, этим доводам судом дана надлежащая оценка.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шарьинского районного суда Костромской области от 27 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы городского округа город Шарья В.В.Климова - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.