Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Болонкиной И.В. и Демьяновой Н.Н.,
при секретаре Федоровой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Лифиренко Ивана Леонтьевича, Суханова Ивана Петровича, Воронцова Ивана Федоровича, Моторина Реонгольда Алексеевича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 11 марта 2011 года, которым Лифиренко И.Л., Суханову И.П., Воронцову И.Ф., Моторину Р.А. отказано в удовлетворении исков к военному комиссариату Костромской области о взыскании задолженности по пенсии и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., выслушав объяснения Лифиренко И.Л., Суханова И.П., Воронцова И.Ф., Моторина Р.А., поддержавших доводы кассационных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лифиренко И.Л., Суханов И.П., Воронцов И.Ф., Моторин Р.А. обратились в суд с исками к военному комиссариату Костромской области о перерасчете пенсии за период с 01.01.2000 года по 01.12.2007 года исходя из реальной стоимости общевойскового продовольственного пайка с учетом роста потребительских цен и компенсации морального вреда. Требования мотивировали тем, что они являются пенсионерами Министерства обороны РФ. Согласно ст.ст. 43, 49 Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в состав денежного довольствия для исчисления пенсий военным пенсионерам входит оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет и месячная стоимость продовольственного пайка до 01 декабря 2007 г. Увеличение любой составляющей для исчисления пенсии должно повлечь пересмотр пенсии. Поскольку статус военнослужащего ими утрачен при увольнении с военной службы, то денежная компенсация взамен продовольственного пайка, предусмотренная п.3 ст.14 ФЗ "О статусе военнослужащих", в отношении них применяться не может. Однако с 01 января 2000 г. пенсионерам Минобороны РФ для исчисления пенсии включалась компенсация за продовольственный паек в размере 608,33 руб. вместо месячной стоимости продпайка, которая по данным ЦПУ Минобороны РФ составляла 2 812,80 руб. (93,76 руб. в сутки). Со ссылкой на определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2007 г. N583-О-О, определение Верховного Суда РФ от 28.07.2009 г. N21-В09-12, практику Европейского Суда по правам человека указали, что исчисление размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка исходя из положений федеральных законов о бюджете на 2000-2007 гг. в размере 20 руб. в сутки необоснованно.
Лифиренко И.Л. просил взыскать с ответчика задолженность по пенсии в размере"данные изъяты" рубль, Суханов И.П. просил взыскать задолженность по пенсии в размере"данные изъяты" рублей и компенсацию морального вреда в размере"данные изъяты" рублей, Воронцов И.Ф. просил взыскать задолженность по пенсии в размере"данные изъяты" рублей и компенсацию морального вреда в размере"данные изъяты" рублей, Моторин Р.А. просил взыскать задолженность по пенсии в размере"данные изъяты" рублей и компенсацию морального вреда в размере"данные изъяты" рублей.
Определением Свердловского районного суда г. Костромы от 03 марта 2011 года дела по искам Лифиренко И.Л., Суханова И.П., Воронцова И.Ф., Моторина Р.А. объединены в одно производство.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В кассационных жалобах Лифиренко И.Л., Суханов И.П., Воронцов И.Ф., Моторин Р.А. просят решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение. Полагают, что решение суда противоречит требованиям Федерального закона от 12.02.1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей" в части пересмотра пенсии в связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка. Они являются пенсионерами Минобороны РФ, статус военнослужащих ими утрачен, в связи с чем, применение в отношении них Закона "О статусе военнослужащих" неправомерно. Стоимость продовольственного пайка определялась ЦПУ МО РФ на основании данных Статистического управления РФ о стоимости продуктов, входящих в продовольственный паек. Расчетные данные о стоимости пайка закладывались в федеральный бюджет при его формировании на соответствующий год, а не компенсация в размере 20 рублей в сутки. Суд не исследовал вопрос о соответствии компенсации в размере 608,33 рублей месячной стоимости продовольственного пайка. Считают, что решение суда принято без учета правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка следует руководствоваться специальными федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, а поскольку федеральными законами о федеральном бюджете с 2000 года устанавливалась выплата военнослужащим компенсации взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки и за оспариваемый истцами период эта сумма не изменялась, то оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
При этом суд, проанализировав положения ст.43 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в редакции, действовавшей до 01 декабря 2007 года, ст.49 указанного Закона, п.14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", правомерно исходил из того, что подход для определения этой части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения. Следовательно, пересмотр пенсий бывшим военнослужащим также должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной федеральным законом для военнослужащих, проходящих действительную военную службу.
Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка была установлена с 2000 года федеральными законами о бюджете на соответствующие годы в размере 20 рублей в сутки.
В силу ст.162 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" и соответствующих статей соответствующих законов на последующие годы законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с его требованиями.
Учитывая, что положения, закрепленные в названных федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке определены финансовые расходы, исходя из экономических возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.
В этой связи доводы кассационных жалоб о том, что суд не исследовал вопрос о соответствии компенсации продпайка в размере 608,33 руб. месячной стоимости продпайка, установленной ЦПУ Минобороны РФ, не является основанием к отмене решения суда.
Поскольку решение суда вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, не противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ по спорному вопросу, то оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 11 марта 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Лифиренко И.Л., Суханова И.П., Воронцова И.Ф., Моторина Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.