Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Веремьевой И.Ю. и Ильиной И.Н.,
при секретаре Чиркиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Шашина Юрия Ивановича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 11 марта 2011 года, которым отказано в удовлетворении иска Шашина Юрия Ивановича к Костромской таможне, Центральному таможенному управлению о взыскании задолженности по пенсии и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., выслушав объяснения представителя Костромской таможни и Центрального таможенного управления Макаровой Е.П., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шашин Ю.И. обратился в суд с иском к Костромской таможне, Центральному таможенному управлению о перерасчете пенсии за период с 01.01.2000 года по 01.12.2007 года исходя из реальной стоимости продовольственного пайка. Требования мотивировал тем, что он является пенсионером Федеральной таможенной службы с 13 апреля 1999 года. Согласно ст. ст. 43, 49 Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Приказа Государственного таможенного комитета от 20.11.2002 года N1236 об утверждении порядка пересмотра пенсий сотрудникам таможенных органов и членам их семей в состав денежного довольствия для исчисления пенсий входит оклад по занимаемой должности, оклад по специальному званию, процентная надбавка за выслугу лет и месячная стоимость продовольственного пайка до 01 декабря 2007 года. Увеличение любой составляющей для исчисления пенсии должно повлечь пересмотр пенсии. Поскольку статус служащего им утрачен при увольнении из Федеральной таможенной службы, то денежная компенсация взамен продовольственного пайка, в отношении него применяться не может. Однако с 01 января 2000 г. пенсионерам таможенной службы для исчисления пенсии включалась компенсация за продовольственный паек в размере 608,33 руб. вместо месячной стоимости продпайка, которая по данным ЦПУ Минобороны РФ составляла 2 812,80 руб. (93,76 руб. в сутки). Со ссылкой на определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2007 г. N583-О-О, определение Верховного Суда РФ от 28.07.2009 г. N21-В09-12, практику Европейского Суда по правам человека указал, что исчисление размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка исходя из положений федеральных законов о бюджете на 2000-2007 гг. в размере 20 руб. в сутки необоснованно. Просил взыскать задолженность по пенсии в размере"данные изъяты" рублей и компенсацию морального вреда в размере"данные изъяты" рублей.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Шашин Ю.И. просит решение суда отменить. Полагает, что решение суда противоречит требованиям Закона от 12.02.1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей" в части пересмотра пенсии в связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка. Ссылаясь на позицию Конституционного суда РФ, указывает, что денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим отличается от понятия денежное довольствие военнослужащих, определяемое ст. 12 и 13 ФЗ "О статусе военнослужащих" и имеет самостоятельное нормативное значение для целей начисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам. Считает, что решение суда принято без учета правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации, суд не исследовал вопрос соответствия компенсации продовольственного пайка в размере 608,33 рублей реальной месячной стоимости продовольственного пайка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка следует руководствоваться специальными федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, а поскольку федеральными законами о федеральном бюджете с 2000 года устанавливалась выплата военнослужащим компенсации взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки и за оспариваемый истцом период эта сумма не изменялась, то оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
При этом суд, проанализировав положения ст.43 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в редакции, действовавшей до 01 декабря 2007 года, ст.49 указанного Закона, п.14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", правомерно исходил из того, что подход для определения этой части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения. Следовательно, пересмотр пенсий бывшим военнослужащим также должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной федеральным законом для военнослужащих, проходящих действительную военную службу.
Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка была установлена с 2000 года федеральными законами о бюджете на соответствующие годы в размере 20 рублей в сутки.
В силу ст.162 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" и соответствующих статей соответствующих законов на последующие годы законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с его требованиями.
Учитывая, что положения, закрепленные в названных федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке определены финансовые расходы, исходя из экономических возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.
В этой связи доводы кассационной жалобы о том, что суд не исследовал вопрос о соответствии компенсации продпайка в размере 608,33 руб. месячной стоимости продпайка, установленной ЦПУ Минобороны РФ, не является основанием к отмене решения суда.
Поскольку решение суда вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, не противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ по спорному вопросу, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 11 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шашина Ю.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.