Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего И.А. Кулаковой,
судей О.Р. Синициной, Г.Н. Зиновьевой,
с участием прокурора Е.Ю. Хрящёвой,
при секретаре И.С. Шпилевой,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области И.В. Прудникова на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 14 ноября 2011 г., которым удовлетворены исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Козловой Г.П., к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области и Областному государственному казенному учреждению "Центр социальных выплат" о признании права на получение меры социальной поддержки в виде социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем, обязании принять решение о предоставлении социальной выплаты на обеспечение жильем и произвести социальную выплату за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем,
Заслушав доклад судьи Г.Н. Зиновьевой, объяснения прокурора Е.Ю. Хрящёвой, полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия Костромского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Шарьинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Козловой Г.П. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании за Козловой Г.П. как вдовой участника Великой Отечественной войны права на получении меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 г., статьями 21, 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. "О ветеранах", обязании Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области предоставить Козловой Г.П. как вдове участника Великой Отечественной войны меру социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета в форме социальной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 г., статьями 21, 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. "О ветеранах". В обоснование требований указал, что Козлова Г.П. является женой ФИО, умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО являлся участником Великой Отечественной войны, что подтверждается справкой начальника отдела военного комиссариата Костромской области по городу Шарья, Шарьинскому и Поназыревскому районам от 16.12.2009 г. N 646, согласно которой он принимал участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины в период с сентября 1951 года по декабрь 1951 года, награжден знаком "Фронтовик 1941-1945" и медалью Жукова. Козлова Г.П. является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии В N 6627236, и пользуется мерами социальной поддержки, установленными статьей 21 Федерального закона "О ветеранах". 09.12.2009 года Козлова Г.П. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях как вдова участника Великой Отечественной войны, что подтверждается Постановлением главы Зебляковского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области от 09.12.2009 года N 44-а. Козлова Г.П. зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес" Указанный дом находится в собственности Козловой Г.П. Указанное жилое помещение не соответствует уровню благоустройства, что подтверждается актом обследования жилищно-бытовых условий от 01.12.2009 года. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.12.2009 г. N 09/009/2009-472 иных жилых помещений Козлова Г.П. не имеет. Козлова Г.П. через администрацию Зебляковского сельского поселения обратилась с заявлением о предоставлении социальной выплаты на обеспечение жильем. Протоколом N 6 заседания рабочей группы по проведению мониторинга обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны по рассмотрению спорных и отказных дел ветеранов на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем из средств федерального бюджета от 29.10.2010 года Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области указано не предоставлять социальную выплату на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета следующей категории вдов: "вдовы, мужья которых участвовали в боевых операциях по ликвидации националистического подполья в послевоенные годы", в том числе, Козловой Г.П. "адрес" о чем Козлова Г.П. была проинформирована письмом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 27.06.2011 г. N 47301204. Козлова Г.П. как вдова умершего участника Великой Отечественной войны имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Однако Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в предоставлении Козловой Г.П. меры социальной поддержки в виде субсидии на улучшение жилищных условий отказано. Отказ в предоставлении Козловой Г.П. как члену семьи умершего участника Великой Отечественной войны предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах" мер социальной поддержки является незаконным, нарушает право Козловой Г.П. на получение предусмотренных законом субсидий на улучшение жилищных условий.
В иске в качестве третьего лица на стороне ответчика указано ОГУ "Центр социальных выплат".
К участию в деле в качестве третьего лица судом привлечено Зебляковское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области.
В ходе судебного разбирательства Шарьинский межрайонный прокурор уточнил исковые требования, указав в качестве соответчика по иску Областное государственное учреждение "Центр социальных выплат", просил признать за Козловой Г.П. как вдовой участника Великой Отечественной войны право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты в соответствии с Указом Президента РФ N 714 от 07.05.2008 года, Федеральным законом N 5-ФЗ от 12.01.1995 года "О ветеранах", обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области принять решение о предоставлении вдове участника Великой Отечественной войны Козловой Г.П. социальной выплаты на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обязать Областное государственное учреждение "Центр социальных выплат" предоставить вдове участника Великой Отечественной войны Козловой Г.П. социальную выплату на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Также в ходе судебного разбирательства уточнено наименование соответчика Областное государственное казенное учреждение "Центр социальных выплат".
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 14 ноября 2011 года исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах Козловой Г.П., удовлетворены.
За Козловой Г.П. признано право на получение меры социальной поддержки в виде социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем.
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области обязан принять решение о предоставлении Козловой Г.П. социальной выплаты на обеспечение жильем.
Областное государственное казенное учреждение "Центр социальных выплат" обязано предоставить Козловой Г.П. социальную выплату за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем.
В кассационной жалобе директор Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области И.В. Прудников просит отменить решение суда и принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. Указывает, что муж Козловой Г.П. являлся участником Великой Отечественной войны с правом на меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Согласно подпункту "е" пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года. Вышеприведенное положение Федерального закона "О ветеранах" следует применять в части установления периода боевых действий по защите Отечества и распространять на граждан, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии до 03 сентября 1945 года (до окончания Второй мировой войны). Письмом Министерства регионального развития РФ от 20 мая 2010 г. N 20847-ВТ/07 также четко ограничен период боевых действий с 22 июня 1941 г. по 03 сентября 1945 г. Указ Президента РФ от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г." как следует из названия, распространяется на ветеранов, принимавших участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. В связи с тем, что муж Козловой Г.П. принимал участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины с сентября 1951 г. по декабрь 1951 г., у него отсутствовало право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Право Козловой Г.П. на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета является производным от права ее умершего супруга, следовательно, Козлова Г.П. не имеет права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая возникший спор, суд пришел к выводу о том, что муж истицы Козловой Г.П. ФИО 1931 года рождения, являлся участником Великой Отечественной войны, принимал участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины с сентября 1951 года по декабрь 1951 года. Козлова Г.П. состояла в зарегистрированном браке с ФИО., после смерти мужа в новый брак не вступала, имеет выданное в установленном порядке удостоверение о праве на льготы и преимущества, установленные для жен погибших военнослужащих, состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Указанные обстоятельства являются основанием для предоставления ей меры социальной поддержки в виде социальной выплаты.
Данные выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям закона, оснований для признания их неправильными не имеется.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации N 714 от 07 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Подпунктом "е" пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются, том числе, такие меры социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (подпункт 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах").
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.
Согласно пункту 3.1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан (в том числе, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Материалами дела установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Козлова Г.П. состояла в зарегистрированном браке с ФИО., 1931 г.р. (л.д. 18). ФИО являлся участником Великой Отечественной войны, принимал участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины в период с сентября 1951 г. по декабрь 1951 г. (л.д. 10, 23), имел удостоверение участника Великой Отечественной войны (л.д. 22). 13.04.2005 года ФИО умер (л.д. 24). После его смерти в повторный брак Козлова Г.П. не вступала, имеет удостоверение о праве на льготы и преимущества как вдова участника Великой Отечественной войны (л.д. 25). Козлова Г.П. с 10.08.1972 г. зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес" (л.д. 41), данное жилое помещение принадлежит ей на праве собственности (л.д. 40). Жилищной комиссией Зебляковского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области от 09 декабря 2009 года принято решение о постановке Козловой Г.П. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 51). Постановлением главы Зебляковского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области от 09 декабря 2009 года N 44-а Козлова Г.П. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 52). При таких условиях Козлова Г.П. как супруга умершего участника Великой Отечественной войны имеет право на получение меры социальной поддержки - обеспечение жильем из средств федерального бюджета в форме социальной выплаты.
Основаны на ошибочном толковании норм права содержащиеся в кассационной жалобе доводы о том, что положения подпункта "е" пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" следует применять в части установления периода боевых действий по защите Отечества и распространять на граждан, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии до 03 сентября 1945 года (до окончания Второй мировой войны) и что Указ Президента Российской Федерации N 714 от 07 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" распространяется только на ветеранов, принимавших участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, фактически повторяют доводы, выдвигавшиеся в суде первой инстанции, которые были рассмотрены и проанализированы судом, им дана правильная юридическая оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона. Доводов, являющихся основаниями для отмены решения суда, в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая, что в абзаце 3 резолютивной части решения допущена описка в наименовании ответчика - вместо Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области указан Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромской области, судебная коллегия полагает необходимым исправить указанную описку.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 14 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу директора Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области И.В. Прудникова - без удовлетворения.
Исправить описку в наименовании ответчика в абзаце 3 резолютивной части решения Свердловского районного суда г. Костромы от 14 ноября 2011 г., слова "Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромской области" заменить на слова "Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.