Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Ильиной И.Н.,
судей Пелевиной Н.В., Зиновьевой О.Н.,
при секретаре Поповой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке частную жалобу Киндрашина Сергея Ивановича и Киндрашина Ольги Александровны на определение судьи Шарьинского районного суда Костромской области от 20 марта 2012 года, которым Киндрашина Сергею Ивановичу и Киндрашина Ольге Александровне отказано в принятии заявления о нарушении избирательного законодательства.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Киндрашина С.И. и Киндрашина О.А. обратились в суд с заявлением, в котором просили: признать незаконными решения участковой избирательной комиссии N от 04 марта 2012 года N об отстранении Киндрашина С.И. и Киндрашина О.А. от участия в работе комиссии; признать незаконным и отменить решение участковой избирательной комиссии N об итогах голосования. В обоснование своих требований указали на то, что являлись членами участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, их отстранение от участия в работе комиссии противоречит закону, решения по данному вопросу были приняты по указанию районной администрации с целью воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и порядком подсчета голосов. Также имели место нарушения избирательного законодательства при предоставлении избирателям возможности проголосовать вне помещения участковой избирательной комиссии N. Члены участковой избирательной комиссии ФИО8, ФИО9, ФИО10 вписывали в Список избирателей паспортные данные в отсутствие возле них избирателей. Председатель участковой избирательной комиссии N ФИО11 отказалась принять жалобу от наблюдателя от избирательного объединения КПРФ ФИО12 на незаконное и необоснованное отстранение от участия в работе членов комиссии с правом совещательного голоса.
Определением судьи Шарьинского районного суда Костромской области от 20 марта 2012 года Киндрашина С.И. и Киндрашина О.А. отказано в принятии заявления о нарушении избирательного законодательства.
В частной жалобе Киндрашина С.И. и Киндрашина О.А. просят отменить принятое судьей определение в части отказа в принятии к производству суда заявления об обжаловании решений участковой избирательной комиссии об отстранении их от участия в работе комиссии. Полагают, что вывод судьи о том, что в заявлении оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы и законные интересы заявителей, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Своими решениями об отстранении заявителей от участия в ее работе участковая избирательная комиссия лишила их права на осуществление полномочий членов этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 г. N19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" каждый кандидат со дня представления документов для регистрации в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации вправе назначить одного члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом совещательного голоса, а после регистрации - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, в каждую территориальную и каждую участковую избирательные комиссии. Кандидат может поручить назначение члена территориальной и участковой избирательных комиссий с правом совещательного голоса своему доверенному лицу.
Согласно статье 18 того же Закона статус членов избирательных комиссий как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса устанавливается статьей 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно п. 22 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права:
а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;
б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;
в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума;
г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии;
д) составлять протоколы об административных правонарушениях.
Положения данного пункта не могут служить основанием для отказа члену комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в этом пункте действий.
Пунктом 23 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ предусмотрено, что член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса:
а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии;
б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;
е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
В соответствии с пунктом 15 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2003 г. N19-ФЗ член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах Президента Российской Федерации. В указанных случаях соответствующее мотивированное решение принимается участковой или вышестоящей избирательной комиссией. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой избирательной комиссии, удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, решением доверенного лица ФИО13 кандидата на должность Президента Российской Федерации ФИО14 от 29.02.2012 г. Киндрашина С.И. был назначен членом участковой избирательной комиссии N с правом совещательного голоса на выборах Президента Российской Федерации. Киндрашина О.А. решением доверенного лица ФИО15 кандидата на должность Президента Российской Федерации ФИО16 была назначена членом участковой избирательной комиссии N с правом совещательного голоса на выборах Президента Российской Федерации.
4 марта 2012 года Киндрашина С.И. и О.А. принимали участие в работе участковой избирательной комиссии на избирательном участке N "адрес".
Решениями избирательной комиссии от 04 марта 2012 г. N Киндрашина С.И. и О.А. отстранены от участия в ее работе
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Как видно из представленного в суд заявления, Киндрашина С.И. и О.А. обратились в суд, обжалуя решения участковой избирательной комиссии N, как члены данной комиссии с правом совещательного голоса.
Согласно статье 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По смыслу статьи 4 ГПК РФ судом возбуждается гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой только своих избирательных прав, а не по поводу любых нарушений избирательного законодательства.
Как указывалось выше, согласно пп. "е" п. 23 ст. 29 Федерального закона N67-ФЗ член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующей вышестоящей комиссии или в суд.
Из анализа названных положений законодательства следует, что член избирательной комиссии вправе обращаться в суд за защитой только своих избирательных прав, а не по поводу любых нарушений избирательного законодательства.
Исходя из установленных избирательным законодательством прав члена избирательной комиссии, это лицо вправе обратиться в суд с требованием о защите его права участвовать в работе избирательной комиссии.
Поскольку решения об отстранении от участия в работе участковой избирательной комиссии лишали заявителей права на участие в проведении выборов (в объеме прав, предоставленных члену комиссии с правом совещательного голоса пунктом 23 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), у судьи не имелось оснований для отказа в принятии заявления Киндрашина С.И. и О.А. на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
При отказе в принятии заявления Киндрашина С.И. и О.А. в части обжалования решения избирательной комиссии об итогах голосования, судьей не учтено, что не предусмотрено законом право члена избирательной комиссии на обращение в суд с требованиями об оспаривании решения избирательной комиссии об итогах голосования на конкретном избирательном участке в том случае, если член избирательной комиссии не является избирателем на данном избирательном участке. В представленных материалах отсутствуют сведения о том, являлись ли заявители избирателями избирательного участка N. При таких обстоятельствах вывод судьи об отсутствии у Киндрашина С.И. и О.А. права обжалования решения участковой избирательной комиссии избирательного участка N об итогах голосования, как не затрагивающего избирательные права заявителей, преждевременен и не может быть признан обоснованным.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 327.1 ГПК РФ, предусматривающей право суда апелляционной инстанции в интересах законности проверить определение суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия полагает определение судьи подлежащим отмене с направлением вопроса о принятии заявления на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение судьи Шарьинского районного суда Костромской области от 20 марта 2012 года отменить, вопрос о принятии заявления Киндрашина Сергея Ивановича и Киндрашина Ольги Александровны о нарушении избирательного законодательства передать на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.