Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Болонкиной И.В. и Зиновьевой Г.Н.,
при секретаре Лбовой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе губернатора Костромской области Слюняева Игоря Николаевича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12 января 2012 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора г. Волгореченска, действующего в интересах Белковой Светланы Борисовны, к администрации Костромской области о предоставлении вне очереди по договору социального найма изолированного, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения в черте городского округа г. Волгореченск Костромской области.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., выслушав объяснения представителей администрации Костромской области Поройковой С.В. и Морозовой С.В., прокурора Хрящевой Е.Ю. и Белковой С.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Волгореченска обратился в суд с иском в интересах Белковой С.Б. к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о предоставлении Белковой С.Б. вне очереди по договору социального найма изолированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения жилищного фонда Костромской области, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям. В обоснование требований указал, что Белкова С.Б., 1983 года рождения, является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее мать Б.Е.М. решением Мантуровского районного суда от 17 февраля 1998 года ограничена в родительских правах по причине наличия психического заболевания. Решением комиссии по делам несовершеннолетних при Мантуровском райисполкоме от 30 августа 1983 года Белкова С.Б. была передана на воспитание в Дом ребенка г. Костромы, в дальнейшем воспитывалась в Шарьинском детском доме. С 1999 года по 2004 год Белкова С.Б. обучалась в профессиональном лицее N 17 г. Волгореченска. На период обучения ей предоставлялось место в общежитии лицея по адресу: "адрес" где она зарегистрирована по настоящее время. С 2004 года по 2011 год Белкова С.Б. обучалась на очном отделении Московского государственного психолого-педагогического университета. Решением исполнительного комитета Мантуровского районного Совета народных депутатов N 203 от 11 ноября 1991 года за Белковой С.Б. было закреплено жилое помещение площадью 19,6 кв.м., расположенное по адресу: "адрес" Решением Мантуровского районного суда Костромской области от 5 апреля 2011 года решение "О закреплении жилой площади за несовершеннолетней Белковой С.Б." признано несоответствующим действующему законодательству и не подлежащим применению. Таким образом, Белкова С.Б. является лицом, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, ином законном основании, не имеет. Ссылаясь на ст. ст. 40, 57 Жилищного кодекса РФ, Федеральный закон от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Костромской области N 348-ЗКО от 19.12.2005 года "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области", постановление администрации Костромской области от 01.08.2008 года N 290-А "О приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области" прокурор указал, что Белкова С.Б. имеет право на обеспечение жилым помещением из жилищного фонда субъекта Российской Федерации по месту регистрации, так как данное право не реализовано до настоящего времени.
Определением Свердловского районного суда г. Костромы от 23 ноября 2011 года по ходатайству прокурора г. Волгореченска ответчик - департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области заменен на ответчика - администрацию Костромской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области, департамент финансов Костромской области.
По делу постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе губернатор Костромской области Слюняев И.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определена категория лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения при наличии совокупности обстоятельств. Ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения должны предоставляться в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. В Костромской области установлен порядок предоставления жилых помещений Законами Костромской области от 25.12.2006 года N9 8-4 ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма", от 19.12.2005 года N 438-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Костромской области". В вышеуказанных законах субъекта РФ содержатся нормы о том, что жилые помещения из жилищного фонда предоставляются указанной категории лиц лишь при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. В настоящее время изолированных жилых помещений в г. Волгореченске в жилищном фонде Костромской области не имеется. Полагает, что в случае, когда в жилищном фонде Костромской области свободные изолированные помещения отсутствуют, обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам лежит на органах местного самоуправления. В случае с Белковой С.Б. - по месту закрепления жилого помещения в Мантуровском районе Костромской области. Полагает, что Белкова С.Б. утратила право на внеочередное получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, так как у нее до достижения 23-летнего возраста было закрепленное жилое помещение, опротестовать факт закрепления жилого помещения, а также встать на учет для получения жилого помещения она не пыталась. Считает ошибочным вывод суда о том, что решение органов местного самоуправления о закреплении жилого помещения препятствовало реализации права истицы для постановки на учет на получение жилого помещения, поскольку документов, свидетельствующих о намерении истицы встать на учет до достижения 23-хлетнего возраста, не представлено, а реализовать право на внеочередное получение жилого помещения после указанного возраста могут лица, поставленные на учет. Полагает необоснованным вывод суда о том, что местом жительства истицы является г. Волгореченск. Ссылаясь на п. 2 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, указывает, что местом жительства ребенка-сироты является место закрепления за ним жилой площади. Регистрация в студенческом общежитии в Волгореченске носит уведомительный характер, в Волгореченске истица длительное время не проживает. Считает, что при наличии оснований для предоставления жилого помещения оно должно быть предоставлено в Мантуровском районе, где истица родилась и откуда была направлена в соответствующее государственное учреждение, там же за ней было закреплено право пользования жилым помещением. Полагает, что суд, приходя к выводу об отсутствии закрепленного за Белковой С.Б. жилого помещения, неправомерно сослался на решение Мантуровского районного суда Костромской области от 05.04.2011 года, которым удовлетворено заявление прокурора о признании противоречащим законодательству и не подлежащему применению решения Мантуровского районного Совета народных депутатов о закреплении жилого помещения. В судебном решении не дана оценка позиции администрации Костромской области, заявленной в процессе рассмотрения дела о том, что администрация Костромской области не была привлечена к участию в этом деле и заявила о своих аргументах в подтверждение необоснованности вынесенного решения.. Так, суд не учел и не дал оценки доводам администрации Костромской области о том, что в 2011 года Белковой С.Б. исполнилось 27 лет, и она уже не могла относиться к категории детей-сирот, имеющих право требовать социальную поддержку со стороны государства, факт снятия закрепления жилья с целью получения жилого помещения, когда лицу исполнилось 27 лет, не влечет юридически значимых последствий, поскольку лицо утратило статус ребенка-сироты. Кроме того, указывает, что оспаривать решения органов местного самоуправления можно в течение трех месяцев со времени, когда сторона узнала о нарушении ее прав. В соответствии с представленными прокуратурой документами истица узнала в июле 2010 года о том, что за ней закреплено жилое помещение решением Мантуровского исполкома, однако заявление об отмене данного решения было подано с пропуском установленного законом трехмесячного срока.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Белкова С.Б. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представители администрации Костромской области Поройкова С.В. и Морозова С.В. полагали решение суда подлежащим отмене по изложенным в апелляционной жалобе доводам.
Прокурор Хрящева Е.Ю. в интересах Белковой С.Б. и Белкова С.Б. просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области, департамента финансов Костромской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы губернатора Костромской области извещены, об отложении рассмотрения апелляционной жалобы не ходатайствовали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о праве Белковой С.Б. на внеочередное получение жилого помещения и обязанности администрации Костромской области по предоставлению истице жилого помещения.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Белкова С.Б., 18 августа 1983 года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Решением комиссии по делам несовершеннолетних при Мантуровском райисполкоме от 30 августа 1983 года она была отобрана у матери Б.Е.М. в связи с наличием у последней психического заболевания и направлена для воспитания в Костромской Дом ребенка, после пребывания в котором воспитывалась в Шарьинском детском доме. Решением Мантуровского районного суда от 17 февраля 1998 года мать Белковой С.Б. - Б.Е.М. ограничена в родительских правах в отношении дочери. Сведения об отце Белковой С.Б. в актовой записи о рождении записаны по указанию медицинского работника. С 1 сентября 1999 года по 30 июня 2002 года Белкова С.Б. обучалась в профессиональном лицее N 17 г. Волгореченска, проживала в общежитии училища, зарегистрирована в нем по месту жительства до настоящего времени. В июне 2011 года Белкова С.Б. окончила Московский государственный психолого-педагогический университет по очной форме обучения. Жилым помещением после окончания пребывания в образовательном учреждении Белкова С.Б. не обеспечена.
Установив данные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Белкова С.Б. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения в силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, а также норм Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО и Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО.
Вывод суда о возложении обязанности по предоставлению истице жилого помещения на администрацию Костромской области основан на законе.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном ЗакономКостромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи.
Статьей 5 Закона Костромской области от 25 декабря 2006г. N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые по договорам социального найма, учитываются в составе казны Костромской области (часть 1), жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа (часть 4).
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Костромской области возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления в установленном законом порядке полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не наделены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по предоставлению истице жилого помещения лежит на органах местного самоуправления, поскольку в жилищном фонде Костромской области отсутствуют свободные жилые помещении, не состоятельны.
Частью 4 ст. 6 Закона Костромской области "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что приобретение жилых помещений для категорий граждан, указанных в части 1настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
Порядок финансирования расходов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области утвержден постановлением администрации Костромской области от 1 сентября 2008 года N 290-а.
Таким образом, законодательством Костромской области урегулированы вопросы приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, право истицы на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия свободного жилья.
Доводы апелляционной жалобы об утрате Белковой С.Б. права на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с нормами Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в связи с достижением ею возраста 27 лет, а также в связи с тем, что на учете нуждающихся в получении жилого помещения она не состояла, имела закрепленное жилое помещение, аналогичны доводам, приводимым представителем администрации Костромской области в суде первой инстанции. Этим доводам суд дал надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не усматривает.
Судом установлено, что решением исполнительного комитета Мантуровского районного Совета народных депутатов Костромской области от 11 октября 1991 года N 203 за Белковой С.Б. было закреплено жилое помещение по адресу: "адрес" принадлежащее на праве собственности матери истицы. Решением Мантуровского районного суда от 5 апреля 2011 года решение о закреплении за Белковой С.Б. жилого помещения признано несоответствующим действующему законодательству и не подлежащим применению.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что возможность реализовать право на постановку на учет на получение жилого помещения у истицы возникло после отмены решения о закреплении за ней жилого помещения, в связи с чем, ее обращение в суд за реализацией права на получение жилого помещения после достижения 23-х лет не является основанием для лишения гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, следует признать обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерной ссылке суда в обжалуемом решении на решение Мантуровского районного суда от 5 апреля 2011 года не влекут отмену судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что в закрепленное жилое помещение Белкова С.Б. не вселялась, права пользования на него не приобрела. С момента рождения она была отобрана у матери, находилась на воспитании и под опекой государственных учреждений. Поскольку правовых оснований для закрепления за Белковой С.Б. жилого помещения, в котором проживает ее мать, не имелось, суд правильно пришел к выводу о том, что истица не может считаться обеспеченной жилым помещением, права пользования на которое у нее не возникло. Доказательств того, что после рождения Белкова С.Б. была вселена в закрепленное жилое помещение, проживала в нем, ответчиком не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что местом жительства ребенка-сироты в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ является место закрепления за ним жилой площади на законе не основаны.
В пункте 2 ст. 8Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Согласно пункту 1 статьи 8 названного Федерального закона указанная в нем категория граждан жилой площадью обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства.
Законом Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" также предусмотрено, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью производится по их месту жительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Костромской области от 25 декабря 2006г. N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" по договору социального найма жилое помещение предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта).
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу статьи 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Статьей 2 указанного Закона определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что последним местом жительства Белковой С.Б. на территории Костромской области являлось общежитие профессионального лицея N 17, расположенного по адресу: "адрес". По этому адресу истица зарегистрирована постоянно по месту жительства, утратившей право пользования данным жилым помещением в установленном законом порядке не признана.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о предоставлении Белковой С.Б. жилого помещения по месту жительства в г. Волгореченске.
Ссылки в апелляционной жалобе на судебную практику по иным делам основанием к отмене обжалуемого решения суда, постановленного в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами, не являются.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования судом первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 12 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу губернатора Костромской области Слюняева И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.