Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Н.А.Гусевой,
судей Н.Н. Демьяновой, Г.Н.Зиновьевой,
при секретаре О.М. Политовой
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу начальника территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району город Нерехта и Нерехтский район И.В.Воробьевой на решение Нерехтского районного суда Костромской области от 28 февраля 2012 года по гражданскому делу по заявлению Казаку Ивана Васильевича о признании действий территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району город Нерехта и Нерехтский район по исключению из списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, незаконными, отмене приказа, восстановлении в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Н.Н. Демьяновой, выслушав объяснения представителя территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району город Нерехта и Нерехтский район Ю.А. Романову, представителя И.В. Казаку Л.А. Коршунову, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.А.Коршунова, действуя по доверенности от И.В.Казаку, обратилась в суд с заявлением, в котором просила: признать действия территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району город Нерехта и Нерехтский район об исключении И.В.Казаку из списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, незаконными; обязать территориальный отдел социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району город Нерехта и Нерехтский район отменить приказ N 16-О от 16 января 2012 года; восстановить И.В.Казаку в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Указала, что приказом территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району город Нерехта и Нерехтский район N 16-О от 16 января 2012 года И.В.Казаку был исключен из списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Данное решение является незаконным. И.В.Казаку относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения был поставлен до достижения 23-летнего возраста, жилым помещением не обеспечен. 09 марта 2005 года ему была предоставлена комната в общежитии по адресу: "адрес". При этом И.В. Казаку остался состоять на жилищном учете, договора социального найма в отношении какого-либо жилого помещения с ним не заключалось. В качестве правового обоснования заявления сослалась на подпункт 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 49, подпункт 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области.
Решением Нерехтского районного суда Костромской области от 28 февраля 2012 года требования И.В. Казаку удовлетворены.
Действия территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району город Нерехта и Нерехтский район об исключении И.В. Казаку из списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения жилищного фонда Костромской области, признаны незаконными.
Приказ N 16-О от 16 января 2012 года территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району город Нерехта и Нерехтский район "О решении комиссии по исключению из списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, Казаку Ивана Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения" признан незаконным, подлежащим отмене.
И.В.Казаку восстановлен в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В апелляционной жалобе начальник территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району город Нерехта и Нерехтский район И.В.Воробьева просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления И.В.Казаку.
Указывает, что постановлением главы самоуправления муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район от 15 февраля 2002 года N 91 И.В.Казаку был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий за N 726 общей очереди, N 3 льготной очереди. После окончания обучения в ПУ N 6 г. Костромы И.В. Казаку была предоставлена комната в общежитии по адресу: "адрес" "адрес". В связи с изданием главой городского поселения г. Нерехта 27 ноября 2008 года постановления N 296 "Об исключении жилых помещений в общежитии "адрес" из специализированного жилого фонда" статус комнаты изменился, заявитель стал обеспечен жилым помещением, право состоять в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не имел. Суд сослался на то, что комната в общежитии являлась местом временного пребывания заявителя, он не был извещен об изменении статуса предоставленного ему жилого помещения, ему не было предложено заключить договор социального найма, не разъяснено право требовать улучшения жилищных условий. Однако, как показывает судебная практика, отсутствие формального заключения договора социального найма не препятствует проживать в квартире на условиях данного договора в силу фактически сложившихся отношений. Решение об исключении И.В. Казаку из соответствующих списков было принято после поступления в адрес отдела представления Нерехтского межрайонного прокурора, в котором указывалось, что в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжают числиться граждане, утратившие право на получение жилья из жилищного фонда Костромской области, одним из которых является И.В. Казаку. Решением Нерехтского районного суда Костромской области от 30 августа 2011 года И.В. Казаку был признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: "адрес" "адрес"). Право пользования жилым помещением было утрачено самим заявителем в связи с выездом на место жительства в другие муниципальное образование- г. Вологду.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель И.В. Казаку Л.А.Коршунова считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В настоящем судебном заседании представитель территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району город Нерехта и Нерехтский район Ю.А. Романова апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Представитель И.В. Казаку Л.А. Коршунова полагала доводы апелляционной жалобы несостоятельными и просила в ее удовлетворении отказать.
Дело рассматривается в отсутствие И.В. Казаку, представителя администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В Костромской области принят и действует Закон от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области".
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма".
Согласно пунктам 2,3 части 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Как следует из материалов дела, И.В.Казаку, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы самоуправления муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район от 15 февраля 2002 года N 91 И.В. Казаку принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением главы самоуправления муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район от 09 марта 2005 года N 169-р И.В. Казаку предоставлена комната N общей площадью 25 кв. метров, жилой площадью 12 кв. метров в общежитии, расположенном по адресу: "адрес".
Постановлением главы городского поселения город Нерехта от 27 ноября 2008 года N 296 жилые помещения в общежитии по указанному адресу исключены из специализированного жилищного фонда, включены в жилищный фонд социального использования.
Решением Нерехтского районного суда Костромской области от 30 августа 2011 года И.В.Казаку признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" снят с регистрационного учета в нем.
Приказом начальника территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району город Нерехта и Нерехтский район N 16-О от 16 января 2012 года утверждено решение комиссии от этой же даты об исключении И.В. Казаку из списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В качестве основания принятого решения в приказе указано на изменение статуса ранее предоставленного И.В. Казаку жилого помещения (с комнаты в общежитии на комнату в коммунальной квартире), в связи с чем, по мнению органа, право на получения жилья из жилищного фонда Костромской области заявителем утрачено.
Разрешая требования, суд исходил из того, что И.В. Казаку не был уведомлен об изменении статуса предоставленного ему жилого помещения, договор социального найма в отношении этого помещения с ним не заключался. Решением суда от 30 августа 2011 года заявитель признан утратившим право пользования данным жилым помещением, иным жильем не обеспечен, доказательств его постоянного проживания не на территории города Нерехта и Нерехтского района, на что также ссылался представитель органа социальной защиты населения, опеки и попечительства при рассмотрении дела, не имеется.
Поскольку достаточные доказательства постоянного проживания И.В. Казаку в городе Вологде в материалах дела отсутствуют, то доводы апелляционной жалобы в этой части приняты быть не могут. В решении суда от 30 августа 2011 года вывода о выезде И.В. Казаку на иное место жительства именно в другое муниципальное образование не содержится.
Вместе с тем с другими выводами суда, положенными в основу решения об удовлетворении заявления, согласиться нельзя.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, жилищный фонд и обслуживающие его жилищно-эксплуатационные подразделения не могут быть включены в состав приватизируемого предприятием имущества.
На основании ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из объяснений представителя И.В. Казаку Л.А. Коршуновой в суде апелляционной инстанции следует, что жилой дом по адресу: "адрес" ранее являлся общежитием льнокомбината "Красная текстильщица", был передан в ведение органов местного самоуправления в 90-х годах в ходе приватизации предприятия.
Следовательно, в силу прямого указания закона уже на момент издания главой самоуправления муниципального образования город Нерехта и Нерехтский район распоряжения N169-р от 09 марта 2005 года на предоставленную И.В. Казаку комнату в вышеназванном жилом доме распространялся правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с частями 1 и 4 ст. 16 ЖК РФ, пунктом 1 ст.673 ГК РФ комната в жилом доме или квартире может являться самостоятельным объектом жилищных прав.
При этом по делу видно, что жилое помещение было предоставлено И.В. Казаку не в связи с трудовыми отношениями с собственником жилой площади, а как нуждающемуся в улучшении жилищных условий лицу, указания на временный характер проживания распоряжение N 169-р от 09 марта 2005 года не содержит (л.д.49).
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что в 2005 году жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", было предоставлено И.В. Казаку на условиях договора социального найма.
Судебная коллегия отмечает, что договор найма специализированного жилого помещения, о наличии которого поясняла при рассмотрении дела представитель администрации городского поселения город Нерехта, в материалах дела отсутствует, вместе с тем исходя из изложенных обстоятельств следует признать, что он носил формальный характер.
Поскольку после предоставления комнаты и вселения в нее И.В. Казаку между ним и администрацией городского поселения фактически сложились отношения по социальному найму жилого помещения, то отсутствие заключенного в письменной форме договора социального найма, принятие решения об исключении жилого дома из специализированного жилищного фонда только 27 ноября 2008 года не имеет правового значения для разрешения требований.
На момент предоставления И.В. Казаку жилого помещения действовали Временные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Костромской области, утвержденные постановлением главы администрации Костромской области от 23 февраля 1996 года N 119 в редакции постановления от 19 ноября 2003 года N 628.
Согласно пунктам 2.1, 5.11.1 Временных правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 кв. метров и менее, жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади 12 кв. метров на 1 человека.
Так как жилая площадь предоставленного И.В. Казаку жилого помещения составляла 12 кв. метров, то основания состоять на учете нуждающихся заявителем были утрачены еще в 2005 году.
Кроме того, И.В. Казаку не мог быть признан нуждающимся и в соответствии с принятыми позднее постановлениями главы администрации городского поселения город Нерехта от 19 мая 2008 года N 109, от 10 февраля 2009 года N 48, от 07 июня 2010 года N150. Доказательств того, что жилое помещение являлось непригодным для проживания ввиду несоответствия санитарным и техническим нормам и правилам, признавалось таковым в порядке, установленным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, в материалах дела не имеется.
Как было указано ранее, вступившим в законную силу решением Нерехтского районного суда Костромской области от 30 августа 2011 года И.В. Казаку был признан утратившим право пользования предоставленным ему жилым помещением ввиду добровольного выезда из него на иное постоянное место жительства.
Принимая во внимание, что согласно части 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, отсутствие у И.В. Казаку, добровольно выехавшего из ранее предоставленного ему жилого помещения в другое место жительства, иного жилого помещения не могло являться основанием для удовлетворения заявления.
В связи с неправильным применением норм материального права решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления И.В. Казаку о признании действий территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району город Нерехта и Нерехтский район по исключению из списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, незаконными, отмене приказа N 16-О от 16 января 2012 года, восстановлении в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нерехтского районного суда Костромской области от 28 февраля 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Казаку Ивана Васильевича о признании действий территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства по муниципальному району город Нерехта и Нерехтский район по исключению из списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, незаконными, отмене приказа N 16-О от 16 января 2012 года, восстановлении в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.