Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н. и Ворониной М.В.,
при секретаре Политовой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам губернатора Костромской области и представителя Кащенко Марии Александровны - Кискина Евгения Владимировича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 18 января 2012 года, которым удовлетворены частично исковые требования Кащенко Марии Александровны к администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения, на администрацию Костромской области возложена обязанность предоставить Кащенко Марии Александровне из жилищного фонда Костромской области жилое помещение по договору социального найма в черте города Костромы. В удовлетворении исковых требований Кащенко Марии Александровны о предоставлении жилого помещения с учетом несовершеннолетнего члена семьи Ч.М.К. отказано.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., выслушав объяснения представителя Кащенко М.А. - Федотовой Ю.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы представителя Кашенко М.А. и возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы губернатора Костромской области, представителей администрации Костромской области Поройковой С.В. и Морозовой С.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы губернатора Костромской области и возражавших против доводов апелляционной жалобы представителя Кащенко М.А. - Кискина Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кащенко М.А. обратилась в суд с иском к администрации г. Костромы, администрации Костромской области, комитету социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди. В обоснование иска указала, что является ребенком-сиротой, ее мать Г.И.Н. умерла 18 февраля 2001 года, отец К.А.А. решением Степногорского городского суда Акмолинской области Республики Казахстан от 27 мая 2003 года был признан безвестно отсутствующим, а 24 марта 2009 года Свердловским районным судом г. Костромы умершим. Решением Главы администрации г. Степногорска Акмолинской области N 46 от 08 февраля 2001 года Л.С.В. была назначена ее опекуном. С 28 января 2005 года она зарегистрирована по месту жительства опекуна по адресу: "адрес" Фактически проживает на съемной квартире со своим несовершеннолетнем сыном - Ч.М.К. по адресу: "адрес" В собственности жилых помещений не имеет. Приказом комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома N 750 от 21 апреля 2010 года она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения жилищного фонда Костромской области по договору социального найма, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Ссылаясь на ст. 7, ст. 18 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 4, ст.5. ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 3 Закона Костромской области от 25.12.2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма", ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области", просила удовлетворить заявленные требования.
В ходе рассмотрения дела Кащенко М.А. неоднократно уточняла исковые требования, в последнем варианте просила суд обязать администрацию Костромской области предоставить ей с членом ее семьи Ч.М.К. из жилищного фонда Костромской области жилое помещение по договору социального найма.
По делу постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе губернатор Костромской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что Кащенко М.А. не имеет права на внеочередное предоставление жилого помещения, так как обеспечена жилым помещением в квартире, принадлежащей на праве собственности ее бывшему опекуну Л.С.В.., по адресу: "адрес" Отсутствие правового акта о закреплении жилья за Кащенко М.А. не может служить основанием для утверждения, что у нее нет закрепленного жилого помещения, так как Кащенко М.А. имеет регистрацию по месту жительства опекуна. После окончания опеки с регистрационного учета она не снята, право пользования Кащенко М.А. указанным жилым помещением подтверждается договором дарения, согласно которому за истицей сохраняется право проживания на неопределенное время. Считает, что истица рассматривалась опекуном, как член семьи. Данный факт подтверждается решением жилищной комиссии г. Костромы от 28.02.2005 года о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Л.С.В.с семьей, состоящей из 4 человек, в том числе и Кащенко М.А. Бывший опекун Л.С.В. в своих показаниях утверждает, что до настоящего времени она оказывает помощь истице в воспитании ее ребенка и поддерживает с ней тесные связи, сын Кащенко М.А. также зарегистрирован по данному адресу. Полагает, что Кащенко М.А. не доказала, что она не проживает с 2004 года у опекуна и утратила право пользования жилым помещением, в котором зарегистрирована. Ссылается также на то, что приказ комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по г. Костроме от 21.04.2010 года N 750 о включении Кащенко М.А. в списки детей-сирот, нуждающихся в получении жилого помещения из жилищного фонда Костромской области по договору социального найма, отменен. Данный приказ был издан ошибочно, по неполно представленным сведениям, так не был предоставлен договор дарения от 16 марта 2009 года, которым за истицей закреплено право пользования жилым помещением по адресу "адрес" на неопределенное время.
В апелляционной жалобе представитель Кащенко М.А. - Кискин Е.В., действующий по доверенности, просит решение суда изменить в части отказа в предоставлении Кащенко М.А. жилого помещения по нормам предоставления с учетом несовершеннолетнего члена семьи и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Полагает необоснованным вывод суда о том, что законодательством не предусмотрено обеспечение жильем детей-сирот с учетом членов семьи. Считает, что отношения, возникающие в связи с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), являются по своей природе жилищными правоотношениями, следовательно, на них распространяются общие нормы Жилищного кодекса РФ. Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются не только малоимущим гражданам, но и иным определенным законом категориям граждан. Действующее жилищное законодательство предусматривает предоставление жилого помещения с учетом состава семьи лица, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Федеральный закон от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей" каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилого помещения не предусматривает. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного помещения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 года N1203, предусматривают такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв.м., то есть не исключается возможность получение жилой площади с учетом членов семьи при наличии таковых. Считает, что законодатель Костромской области, не указав в законе, что жилая площадь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется без учета членов семьи, не исключил действие общих норм федерального законодательства, предписывающих предоставление жилого помещения с учетом членов семьи.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Принимая решение о частичном удовлетворении иска Кащенко М.А., суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о праве Кащенко М.А. на внеочередное получение жилого помещения и обязанности администрации Костромской области по предоставлению истице жилого помещения.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Кащенко М.А., ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением администрации г. Степногорска Акмолинской области Республики Казахстан над Кащенко М.А. установлена опека, опекуном назначена Л.С.В. На основании решения УВД Костромской области от 12 января 2005 года N 1948 по заявлению опекуна Л.С.В. Кащенко М.А. приобрела гражданство Российской Федерации. 11 июня 2010 года она закончила обучение в ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 15".
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005г. N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" с учетом положений настоящей статьи.
Статьей 5 Закона Костромской области от 25 декабря 2006г. N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Костромской области, предоставляемые по договорам социального найма, учитываются в составе казны Костромской области (часть 1), жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам на основании решения администрации Костромской области по представлению уполномоченного органа (часть 4).
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Костромской области возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения истице на администрацию Костромской области.
Доводы апелляционной жалобы губернатора Костромской области об отсутствии у Кащенко М.А. права на внеочередное получение жилого помещения в связи с наличием у нее права пользования жилым помещением, принадлежащим на праве собственности бывшему опекуну Л.С.В. аналогичны доводам, приводимым представителем администрации Костромской области в суде первой инстанции. Выводы суда о необоснованности приводимых доводов основаны на законе и установленных по делу обстоятельствах.
Из материалов дела усматривается, что по прибытии в г. Кострому из Республики Казахстан Кащенко М.А. с опекуном Л.С.В. была вселена в квартиру "адрес" отцом опекуна - Б.В.И. 28 января 2005 года она была зарегистрирована по указанному адресу по месту жительства как опекаемая.
По договору дарения от 16 марта 2009 года Б.В.И. передал в дар 3/10 доли жилого дома с постройками по адресу: "адрес" с условием сохранения права проживания в указанной доле зарегистрированных в ней лиц, в том числе и Кащенко М.А.
Установив данные обстоятельства, проанализировав нормы гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве, суд обоснованно пришел к выводу, что регистрация и проживание истицы по месту жительства опекуна носили временный характер, закрепленного жилого помещения она не имеет.
В соответствии с п. 2 ст. 20ГК РФ местом жительства малолетних, не достигших 14-ти лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей, а также - опекунов.
Пункт 2 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" рассматривает нахождение ребенка у опекуна (попечителя), в приемной семье, в учреждении для детей из данной категории только как место их временного пребывания.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следовательно, у Кащенко М.А., как нуждающейся в жилом помещении, после прекращения над ней попечительства возникло в соответствии с указанной правовой нормой право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, и, как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, она подлежала постановке на учет.
Доводы представителя ответчика о наличии семейных отношений между истицей и ее бывшим опекуном правильно отвергнуты судом, как не нашедшие подтверждения в судебном заседании.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о несоответствии закону приказа комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома от 22 декабря 2011 года N 2593, которым внесены изменения в приказ от 21 апреля 2010 года N 750 "О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения", и Кащенко М.А. исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы губернатора Костромской области не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Отказывая в удовлетворении иска Кащенко М.А. о предоставлении жилого помещения с учетом ее малолетнего сына, суд обоснованно исходил из того, что установленные федеральным законодательством, а также законодательством Костромской области социальные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распространяются лишь на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, члены их семей такими гарантиями не обладают.
Нормы материального права, на которые сослался в апелляционной жалобе представитель Кащенко М.А. - Кискин Е.В., не регулируют спорные правоотношения.
Судебная коллегия находит решение суда о предоставлении жилого помещения Кащенко М.А. без учета члена ее семьи законным и обоснованным, а потому подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 18 января 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы губернатора Костромской области и представителя Кащенко М.А. - Кискина Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.