Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего Н.А. Гусевой,
судей О.Р.Синицыной, И.Н. Ильиной,
при секретаре М.М. Строговой,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя военного комиссариата Костромской области Е.В.Смирновой на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 11 марта 2011 года, которым удовлетворены исковые требования военного прокурора Костромского гарнизона, действовавшего в интересах Анны Михайловны Болдыревой к военному комиссариату Костромской области о признании права на повышенную пенсию по случаю потери кормильца.
Заслушав доклад судьи О.Р. Синицыной, выслушав объяснения представителя Военной прокуратуры Костромского гарнизона Д.Ю. Поправко, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Костромского гарнизона в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации, действуя в интересах А.М. Болдыревой, обратился в суд с иском к военному комиссариату Костромской области о признании за ней права на получение пенсии по случаю потери кормильца с учетом надбавки в размере 32%, взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца с учетом индексации, исходя из роста потребительских цен по Костромской области за период образования задолженности с 1 января 2000 года с учетом надбавки в размере 100%, с 1 января 2008 года по 31 января 2011 года с учетом надбавки в размере 32%. В обоснование иска указал, что А.М. Болдырева с 1 января 2000 года является получателем пенсии по потере кормильца - военнослужащего Министерства обороны СССР прапорщикаФИО2, проходившего военную службу на территории Республики Афганистан и погибшего при исполнении обязанностей военной службы во время боевых действий 22 мая 1985 года. В декабре 2010 года А.М. Болдырева обратилась в военный комиссариат Костромской области о перерасчете пенсии. В перерасчете пенсии ей было отказано со ссылкой на то, что она не имеет статуса ветерана боевых действий и, следовательно, не имеет права на указанные надбавки. После чего А.М. Болдырева обратилась в военную прокуратуру Костромского гарнизона, так как считала свои права нарушенными. Прокурор полагает, что А.М. Болдырева имеет право на получение надбавки, предусмотренной п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1, сославшись в обоснование этого на положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федерального закона от 27 ноября 2002 года N158-ФЗ "О ветеранах", статьи 28,29,43,45,46 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 11 марта 2011 года исковые требования удовлетворены.
С военного комиссариата Костромской области в пользу А.М. Болдыревой взыскана недополученная сумма пенсии по случаю потери кормильца за период с 1 января 2000 года по 31 января 2011 года с учетом индексации в размере 100 834,37 руб.
Военный комиссариат Костромской области обязан пересчитать и выплачивать А.М Болдыревой с 1 февраля 2011 года пенсию по случаю потери кормильца с учетом надбавки 32%.
В кассационной жалобе представитель военного комиссариата Костромской области Е.В. Смирнова, действующая по доверенности, просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе. Считает, что в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии за выслугу лет повышаются ветеранам боевых действий, из числа лиц указанных в п.п. 1-4 п.1 ст. 3 Федерального закона от 27 ноября 2002 года N158-ФЗ "О ветеранах", - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 приведенного Закона. Закон "О ветеранах" определяет категории лиц, которые законодателем отнесены к числу ветеранов боевых действий. Приобретение статуса ветерана боевых действий законодатель ставит в зависимость от соблюдения двух условий: фактическое участие в боевых действиях или осуществление функций, приравненных к участию в боевых действиях для целей присвоения статуса ветерана; оформление соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответствующими нормативными актами. В связи с тем, чтоФИО2 погиб 22 мая 1985 года, на него не распространялось повышение пенсии, так же не распространяется повышение пенсии и на членов семьи погибшего, так как они не имеют статуса ветерана боевых действий. Кроме того, считает, что суд не учел положения ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в соответствии с которой в случае если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размером пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии. Также в решении суда не указаны основания для взыскания задолженности пенсии с учетом индексации.
В возражениях относительно кассационной жалобы военный прокурор Костромского гарнизона Т.А. Колесников полагает решение суда законным и обоснованным, доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, производится на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей".
Названный Закон предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсии - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих.
Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст. 43 Закона от тех сумм выплат, который получал сам кормилец.
Из материалов дела следует, что сын истицыФИО2 участвовал в боевых действиях на территории Демократической Республики Афганистан, погиб при исполнении обязанностей военной службы 22 мая 1985 года.
С 1 января 2000 года А.М. Болдыревой назначена и выплачивается пенсия по случаю потери кормильца.
Статья 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" от 12 февраля 1993 года предусматривает общие положения для всех видов пенсий.
Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.
Истица является субъектом получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 Закона от 12 февраля 1993г. N4468-1, в силу, которой нетрудоспособными членами семьи считаются: отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.
Из этого следует, что истица имеет право на данную надбавку к пенсии, получаемой ею в связи с потерей кормильца - погибшего военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии прямо предусмотрен в ст. 45 Закона от 12 февраля 1993г. N4468-1
Этот же вывод вытекает и из содержания ч. 4 ст. 46 указанного Закона, предусматривающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи умершего.
В связи с изложенным назначенная А.М. Болдыревой пенсия по случаю потери кормильца подлежала повышению в соответствии со ст. 45 названного Закона.
Доводы кассационной жалобы о том, что право на повышение размера пенсии члены семьи ветеранов боевых действий не имеют, поскольку такая категория граждан, как нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего, получающие пенсию по случаю потери кормильца, ст.45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" от 12.02.1993г., не предусмотрена, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Ссылка в жалобе на то, что, индексируя неполученные суммы пенсии, суд не сослался на нормы законодательства, не является основанием считать применение индексации неправильным.
В решении содержится мотивированный вывод о том, что несвоевременной выплатой денежных сумм истице причинены убытки в результате инфляционных процессов и утраты покупательной способности.
Применение судом инфляционных коэффициентов, определенных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Костромской области, следует признать правомерным, поскольку индекс роста потребительских цен, являясь экономическим показателем роста цен, объективно отражает уровень инфляции по месту проживания получателя пенсии.
Доводы кассационной жалобы о неприменении судом положения ст. 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N4468-1, предусматривающего, что в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежними размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии, не обоснованы.
Согласно статье 58 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
При разрешении заявленных требований о перерасчете пенсии и определении размера задолженности судом обоснованно принята во внимание приведенная норма закона, поскольку ответчиком допущено нарушение прав истицы при изначальном назначении пенсии по случаю потери кормильца (с 1 января 2000 года), в связи с ошибочным толкованием положений ст. 45 приведенного выше Закона, предусматривающих повышение пенсий некоторым категориям пенсионеров (в редакции, действовавшей до 01.01.2008 г., на 100% установленного законодательством РФ минимального размера пенсии по старости, в редакции, действующей с 01.01.2008 г., на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона). Соответственно, суд пришел к правильному выводу о восстановлении прав истицы, путем взыскания с ответчика недополученной пенсии за прошлое время без ограничения срока.
Таким образом, доводы кассационной жалобы в обжалуемой части не содержат оснований, влекущих отмену судебного решения. Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 11 марта 2011 года в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу представителя военного комиссариата Костромской области Е.Н. Смирновой - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.