Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Гусевой Н.А.,
судей Андреева С.В., Зиновьевой О.Н.,
при секретаре Поповой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Губиной Людмилы Геннадьевны на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 19 апреля 2011 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Губиной Людмилы Геннадьевны к администрации городского округа город Шарья Костромской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Губина Л.Г. обратилась в суд с иском к администрации городского округа город Шарья Костромской области о предоставлении благоустроенной квартиры. В обоснование иска указала, что в период с 1975 по 1992 годы она проживала в районах Крайнего Севера, а именно в г. Сусуман Магаданской области. В этот период у нее имелась двухкомнатная благоустроенная квартира по адресу:"адрес", которую она передала администрации г. Сусуман, выехав в 1992 г. в г. Шарью Костромской области в связи с тяжелой болезнью дочери. После смерти дочери она (Губина Л.Г.) осталась проживать с внукомФИО9 1984 г.р., в г. Шарье в доме по адресу:"адрес", который достался ей в наследство от матери. Полагала, что в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" она имеет право на улучшение жилищных условий, т.к. проработала в районах Крайнего Севера 18 лет. Дом, в котором она проживает в настоящее время, требует капитального ремонта. Для постановки на учет нуждающихся граждан в получении жилищных субсидий или благоустроенной квартиры она предоставила в администрацию городского округа город Шарья все необходимые документы 08 апреля 2009 г., повторно - 16 ноября 2010 г. До настоящего времени жилищный сертификат ей не предоставлен, благоустроенным жильем она не обеспечена.
В ходе судебного разбирательства Губина Л.Г. заявленные требования уточнила, просила обязать администрацию городского округа город Шарья Костромской области предоставить ей жилое помещение - благоустроенную квартиру, общей площадью 47,3 кв.м, в г. Шарье или в п. Ветлужский на состав семьи 2 человека. Право на получение жилья обосновывала тем, что, выезжая из г. Сусуман Магаданской области, передала благоустроенную квартиру улучшенной планировки местной администрации.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Губина Л.Г. выражает свое несогласие с принятым судом решением. Считает, что администрация городского округа город Шарья должна предоставить ей благоустроенное жилье взамен сданного в г. Сусуман Магаданской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Материалами дела установлено, что Губина Л.Г. проживала и была зарегистрирована в период с 20.03.1975 года по 02.02.1979 г. по адресу:"адрес" (общежитие), с 14.02.1979 г. по 02.08.1991 года по адресу:"адрес", после чего выехала на постоянное место жительства в г. Шарью Костромской области, где по настоящее время зарегистрирована по адресу:"адрес".
Жилой дом по указанному адресу принадлежит Губиной Л.Г. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 20.10.1992 г.
Записями в трудовой книжке истицы (л.д. 40-45) подтверждается стаж работы в районах Крайнего Севера с 04.09.1974 г. по 10.11.1992 г.
По сообщению администрации Сусуманского района от 02.06.2010 г. NГ-56 Губина Л.Г. на учете граждан для получения социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не состоит, государственный жилищный сертификат не получала.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с положениями ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, указанные нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма, в том числе льготным категориям граждан, распространяют свое действие только на лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и признанных таковыми в установленном законом порядке.
Из имеющейся в материалах дела выписки из протокола N5 заседания жилищной комиссии при администрации городского округа город Шарья от 14.04.2011 г. усматривается, что Губина Л.Г. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Разрешая спор по существу и отказывая Губиной Л.Г. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции с учетом изложенных правовых норм исходил из того, что в настоящее время Губина Л.Г. не относится к категории граждан, которым в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются вне очереди, в связи с чем у администрации городского округа город Шарья не может возникнуть обязанности по обеспечению Губиной Л.Г. жилым помещением. При этом суд обоснованно указал, что действующее жилищное законодательство не предусматривает в качестве основания предоставления жилого помещения оставление благоустроенной квартиры при переезде на другое постоянное место жительства.
Также судом первой инстанции оценены доводы истицы о возможности предоставления жилья как лицу, выехавшему из районов Крайнего Севера.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О жилищным субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и п. "з" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года" (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N153) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, если они прибыли в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имели общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 15 календарных лет, не имеют жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении и не получали субсидии на эти цели, а также гражданам, которые выехали из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.
Приведенные выше Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Предоставление безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета является способом оказания помощи выезжающим из районов с экстремальными природно-климатическими условиями гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий.
К порядку предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии относятся формирование списков граждан - участников подпрограммы, организация работы по выдаче сертификатов, порядок оплаты приобретаемого жилого помещения.
Таким образом, Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" закрепляет при наличии ряда условий за гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий, а не на предоставление жилья по договору социального найма. При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истицы к администрации городского округа город Шарья о предоставлении благоустроенной квартиры.
С иском о признании за ней права на получение жилищной субсидии по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.10.2002 г. N125-ФЗ, Губина Л.Г. в суд не обращалась.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что выводы суда подтверждены материалами дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, иное, ошибочное, толкование закона, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований в рамках действия ст. ст. 362 - 364 ГПК РФ для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями норм материального права при четком соблюдении требований норм процессуального права.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шарьинского районного суда Костромской области от 19 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Губиной Людмилы Геннадьевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.