Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего Гусевой Н.А.,
судей: Андреева С.В., Ильиной И.Н.
при секретаре: Хоминой С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе главы Островского (центрального) сельского поселения Диденко Н.А. на решение Островского районного суда Костромской области от 24 июня 2011 года, которым администрации Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района Костромской области в удовлетворении заявления о признании незаконными: действий ревизионной комиссии Островского муниципального района по проверке расходования средств, предоставляемых в виде дотаций из бюджета Островского муниципального района бюджету Островского (центрального) сельского поселения с 25 марта 2001 г. по 05 апреля 2001 г., решения Собрания депутатов Островского муниципального района четвертого созыва отДД.ММ.ГГГГN в части проверки расходования средств, предоставленных в виде дотаций из бюджета Островского муниципального района бюджету Островского (Центрального) сельского поселения, решения Собрания депутатов Островского муниципального района четвертого созываN отДД.ММ.ГГГГ отказано.
Заслушав доклад судьи Костромского областного суда Ильиной И.Н, выслушав главу Островского (центрального) сельского поселения Диденко Н.А. и представителя администрации сельского поселения Разина А.К., поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия Костромского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Глава администрации Островского (Центрального) сельского поселения обратился в суд с заявлением о признании незаконными: действий ревизионной комиссии Островского муниципального района по проверке расходования средств, предоставляемых в виде дотаций из бюджета Островского муниципального района бюджету Островского (центрального) сельского поселения, и решения собрания депутатов Островского муниципального района четвертого созываN отДД.ММ.ГГГГ В обоснование требований указал, что с 25 марта по 05 апреля 2011 года председателем ревизионной комиссии Островского муниципального района была проведена проверка исполнения бюджета Островского (центрального) сельского поселения, администрации поселения предписано привести бюджет в соответствие с постановлением администрации Костромской области от 14 декабря 2010 г. Собрание депутатов Островского муниципального района Костромской области четвертого созыва информацию о результатах проверки приняло к сведению и решениемN отДД.ММ.ГГГГ обязало председателя ревизионной комиссии в случае невыполнения направленного предписания провести 01.06.2011 г. повторную проверку расходования средств, предоставленных в виде дотаций из бюджета Островского муниципального района бюджету Островского (центрального) сельского поселения.
Действия ревизионной комиссии, а также акт и предписание заявитель считает незаконными, поскольку, по его мнению, данный контролирующие орган не вправе проводить проверку бюджета Островского (центрального) сельского поселения, так как полученная дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности поселения является межбюджетным трансфертом из бюджета Костромской области, и администрация Островского (центрального) сельского поселения является получателем межбюджетного трансферта из бюджета Костромской области. Ревизионная комиссия в силу ст.157 Бюджетного кодекса РФ не вправе проводить проверку, поскольку таких полномочий ей не передавалось. Администрация Островского (центрального) сельского поселения не является подведомственным получателем бюджетных средств Островского муниципального района. Соглашения о передаче полномочий с уровня поселения ревизионной комиссии Островского муниципального района по контролю за исполнение бюджета не заключалось. В отношении дотаций Островскому (центральному) сельскому поселению администрация Островского муниципального района не является главным распорядителем, а выступает как орган, которому Законом Костромской области делегировано полномочие главного распорядителя по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств областного бюджета. Таким образом, действиями ревизионной комиссии Островского муниципального района по проверке исполнения бюджета Островского (центрального) сельского поселения нарушено право администрации Островского (центрального) сельского поселения самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
В ходе рассмотрения дела требования были дополнены: глава администрации Островского (центрального) сельского поселения просил признать незаконными: действия ревизионной комиссии Островского муниципального района по проверке расходования средств, представляемых в виде дотаций из бюджета Островского муниципального района бюджету Островского (центрального) сельского поселения, проведенной председателем ревизионной комиссии Островского муниципального района Костромской области с 25 марта 2011 г. по 05 апреля 2011 г.; решение Собрания депутатов Островского муниципального района четвертого созыва отДД.ММ.ГГГГN в части проверки расходования средств, предоставленных в виде дотаций из бюджета Островского муниципального района бюджету Островского (Центрального) сельского поселения; решение Собрания депутатов Островского муниципального района четвертого созываN отДД.ММ.ГГГГ
Судом вынесено указанное выше решение.
В кассационной жалобе глава Островского (центрального) сельского поселения Диденко Н.А. просит отменить и принять новое решение. Не согласна с выводом суда о том, что сельское поселение является получателем средств бюджета муниципального района. Указывает, что субвенции, поступившие в Островский муниципальный район, являются обеспечением государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям, делегированных району законом Костромской области, и не могут быть доходом районного бюджета, в связи с чем поселение может являться только получателем средств областного, а не районного бюджета. Полагает, что нарушено право администрации Островского (центрального) сельского поселения самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Кассатор указывает на то, что суд не принял во внимание доводы о том, что ревизионная комиссия помимо проверки расходования средств, предоставляемых в виде дотаций из бюджета Островского муниципального района бюджету Островского (Центрального) сельского поселения были проверены все расходные операции бюджета и вынесено соответствующее предписание, что противоречит цели проведения проверки. Также не учел суд, что дотации в соответствии со ст.ст.41, 47 Бюджетного кодекса РФ, в числе прочих безвозмездных поступлений относятся к собственным доходам местного бюджета.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
В ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу о том, что Островское (центральное) сельское поселение является получателем средств из бюджета Островского муниципального района. Проверяя расходование денежных средств Островским (центральным) сельским поселением, ревизионная комиссия действовала в пределах своих полномочий, предоставленных Бюджетным кодексом РФ и Положением о ревизионной комиссии. Также суд указал, что оспариваемые решения Собрания депутатов приняты в соответствии законом, при их принятии регламент нарушен не был.
Доводы, изложенные в кассационной жалобы, указанных выводов не опровергают.
Судом установлено, что Островское (центральное) сельское поселение является получателем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
В соответствии со ст. 10 Закона Костромской области "О межбюджетных отношениях в Костромской области" органы местного самоуправления муниципальных районов Костромской области наделяются полномочиями органов государственной власти Костромской области по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств областного бюджета Костромской области с целью выравнивания, исходя из численности жителей, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений Костромской области по осуществлению их полномочий по решению вопросов местного значения. Средства на осуществление передаваемых полномочий, указанных вчасти 1 настоящей статьи, включаются в состав областного бюджета в виде субвенций бюджетам муниципальных районов. Субвенции, полученные бюджетом муниципального района на осуществление полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям включаются в дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.
Согласно таблице 9 приложения 12 к Закону Костромской области от 23.12.2010 N 21-ЗКО "Об областном бюджете на 2011 год" в бюджет Островского муниципального района запланированы выделить 1 млн. 595 тыс. руб. на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям.
В п.2 ст.40 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момент их зачисления на единый счет этого бюджета. В ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к доходам соответствующего бюджета относятся, в том числе и субвенции из бюджета субъекта Российской Федерации. В п.5 ст. 137 Бюджетного кодекса РФ указано, что законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации, указанными вабзаце первом настоящего пункта, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в части, касающейся предоставления дотаций поселениям, находящимся на территории муниципальных районов, в составе бюджета субъекта Российской Федерации не предусматриваются. При этом дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, подлежащие перечислению в бюджеты поселений, входящих в состав территории муниципальных районов, включаются в состав регионального фонда компенсаций и распределяются между бюджетами муниципальных районов исходя из численности жителей в расчете на одного жителя в соответствии с единой методикой. Субвенции, полученные бюджетом муниципального района на исполнение полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, включаются в дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.
Согласно ч. 4 ст. 55 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Таким образом, полученные из областного бюджета субвенции подлежат зачислению в бюджет муниципального района в районный фонд финансовой поддержки поселений и уже из этого фонда бюджета муниципального района эти и другие денежные средства бюджета района перечисляются в виде дотаций в бюджеты поселений.
Согласно приложения N 10 к решению собрания депутатов Островского муниципального района Костромской области четвертого созыва от 24.12.2010 года N 29 "О бюджете Островского муниципального района на 2011 год" запланировано выделить дотации бюджету Островского сельского поселения в размере 1389 руб. (за счет субвенции из областного бюджета).
Следовательно, вывод суда о том, что Островского (центральное) сельское поселение является получателем средств бюджета муниципального района является законным и обоснованным. Доводы, изложенные в кассационной жалобе относительно этого вопроса, основаны на неправильном толковании нормативных актов.
Также нельзя согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что ревизионная комиссия Островского муниципального района не вправе проводить проверки расходования средств бюджета другими органами местного самоуправления. Так, в ст. 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов. Поскольку бюджет сельского поселения является получателем средств бюджета района, что установлено выше, то контрольные органы муниципального района вправе проводить проверки за операциями с бюджетными средствами сельского поселения.
То обстоятельство, что не установлены направления использования дотаций, не означает, что полученные в качестве дотаций средства могут быть использованы не на нужды местного самоуправления.
В ч.4 ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской федерации" сказано, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетнымкодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Между тем в ст. 157 и 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность осуществления контроля за расходованием средств органами местного самоуправления, полученных из других бюджетов, со стороны финансовых и контрольных органов, созданных предоставителями этих средств.
При таких обстоятельствах довод жалобы о нарушении прав местного самоуправления по самостоятельному контролю за исполнением бюджета сельского поселения не могут быть принят во внимание.
Как установлено судом и не оспаривается заявителем, ревизионная комиссия муниципального района организована и действует в соответствии со ст. 38 ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 19 устава Островского муниципального района, Положения о ревизионной комиссии Островского муниципального района, утв. решением собрания депутатов Островского муниципального района отДД.ММ.ГГГГN.
Также судом на основании собранных доказательств установлено, что оспариваемые решения собрания депутатов Островского муниципального района были приняты в пределах его компетенции, порядок принятия решений нарушен не был.
В кассационной жалобе эти выводы суда не оспариваются.
Таким образом, оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Островского районного суда Костромской области от 24 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы Островского (центрального) сельского поселения Диденко Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.