Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Синицыной О.Р. и Муравьевой Е.А.,
при секретаре Поповой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Бабушкина Владимира Александровича, Назаряна Олега Арменаковича, Михайлова Владимира Геннадьевича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 26 апреля 2011 года, которым отказано в удовлетворении исков Бабушкина В.А., Назаряна О.А., Михайлова В.Г. к военному комиссариату Костромской области о взыскании задолженности по пенсии и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения Бабушкина В.А. и Михайлова В.Г., поддержавших доводы кассационных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бабушкин В.А., Назарян О.А., Михайлов В.Г. обратились в суд с исками к военному комиссариату Костромской области о перерасчете пенсии исходя из реальной стоимости общевойскового продовольственного пайка с учетом роста потребительских цен. Требования мотивировали тем, что они являются пенсионерами Министерства обороны РФ и получают пенсию в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Указали, что ответчик до 01.12.2007г. в нарушение ст.ст. 43 и 49 названного Закона неправильно исчислял пенсию, чем нарушил их права. Для исчисления пенсии военнослужащих в денежное довольствие включается месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий, лицам, проходившим военную службу? и их семьям в Российской Федерации" месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемого при исчислении пенсий военнослужащим определяется из суточной нормы довольствия установленной по общевойсковому продовольственному пайку по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню назначения или перерасчета им пенсии. Однако до 01.12.2007 года в денежное довольствие военнослужащих для исчисления пенсий включалась не стоимость продовольственного пайка, а сумма денежной компенсации военнослужащим за продовольственный паек установленная из расчета 20 рублей в сутки. При этом суточная стоимость продовольственного пайка выдаваемого военнослужащим по месту военной службы по норме общевойскового пайка, установлена Правительством РФ на ноябрь 2007 года в размере 93,76 рублей. Истцы, ссылаясь на определения Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 года N429-О, от 15.02.2005 года N18-О, от 15.02.2005 года N57-О, от 20.06.2006 года N164-О, считали, что в результате ненадлежащего исполнения исчисления пенсий произошла недоплата.
Бабушкин В.А. просил взыскать с ответчика задолженность по пенсии за период с 12.10.2002 года по 01.12.2007 года с учетом индексации в размере "данные изъяты" рублей, компенсацию морального вреда "данные изъяты" рублей.
Назарян О.А. просил взыскать с ответчика задолженность по пенсии за период с 03.06.2003 года по 01.12.2007 года с учетом индексации в размере "данные изъяты" рублей, компенсацию морального вреда "данные изъяты" рублей.
Михайлов В.Г. просил взыскать с ответчика задолженность по пенсии за период с 01.03.2004 года по 01.12.2007 года с учетом индексации в размере "данные изъяты" рублей, компенсацию морального вреда "данные изъяты" рублей,
Определением судьи Свердловского районного суда г. Костромы от 25 марта 2011 года гражданские дела по искам Бабушкина В.А., Назаряна О.А., Михайлова В.Г. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
По делу постановлено указанное выше решение.
В кассационных жалобах Бабушкин В.А., Назарян О.А., Михайлов В.Г. просят решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение. Полагают, что решение суда противоречит требованиям Закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей" в части пересмотра пенсии в связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка. Из представленных ими расчетов видно, что стоимость продовольственного пайка ежемесячно увеличивалась за счет ежемесячного роста цен на продукты, заложенные в суточную норму продовольственного пайка. Полагают, что вывод суда о единообразном подходе для определения этой части денежного довольствия, как для военнослужащего, так и для пенсионера, не обоснован, так как указанными в исковом заявлении определениями Конституционного суда РФ установлено, что статус военнослужащего и пенсионера МО РФ различаются, месячная стоимость продовольственного пайка и его денежная компенсация - различные понятия, так же как и понятие денежное довольстве военнослужащего и денежное довольствие для исчисления пенсий. Это обстоятельство ответчиком не учитывалось, судом не исследовано, надлежащая оценка не дана. Считают, что судом не был применен закон, подлежащий применению, что привело к вынесению незаконного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка следует руководствоваться специальными федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, а поскольку федеральными законами о федеральном бюджете с 2000 года устанавливалась выплата военнослужащим компенсации взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки и за оспариваемый истцами период эта сумма не изменялась, то оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
При этом суд, проанализировав положения ст.43 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в редакции, действовавшей до 01 декабря 2007 года, ст.49 указанного Закона, п.14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", правомерно исходил из того, что подход для определения этой части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения. Следовательно, пересмотр пенсий бывшим военнослужащим также должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной федеральным законом для военнослужащих, проходящих действительную военную службу.
Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка была установлена с 2000 года федеральными законами о бюджете на соответствующие годы в размере 20 рублей в сутки.
В силу ст.162 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" и соответствующих статей соответствующих законов на последующие годы законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с его требованиями.
Учитывая, что положения, закрепленные в названных федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке определены финансовые расходы, исходя из экономических возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.
Доводы кассационных жалоб выводов суда не опровергают, основаны на ошибочном толковании закона.
Решение суда вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, не противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ по спорному вопросу, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 26 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Бабушкина В.А., Назаряна О.А., Михайлова В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.