Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Воронцовой Г.В., Муравьевой Е.А.,
при секретаре Савельевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Антонова Анатолия Ивановича, Сучкова Виктора Николаевича и Додатко Ивана Ивановича на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 06 мая 2011 года, которым им отказано в удовлетворении исковых требований к военному комиссариату Костромской области о взыскании материального ущерба в виде неполученной пенсии в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка с учетом индексации и компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А., объяснения Антонова А.И. и его представителя Шведенко Н.И., Сучкова В.Н., Додатко И.И., поддержавших доводы кассационных жалоб,судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Антонов А.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Костромской области о взыскании материального ущерба в виде недополученных сумм пенсии в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка с учетом индексации и компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ и получателем пенсии, выплачиваемой ответчиком. В соответствии с подпунктом "б" статьи 49 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 года увеличение любой составляющей денежного довольствия, учитываемой для исчисления пенсии, влечет пересмотр пенсии одновременно с увеличением этой составляющей. Одной из таких составляющих является месячная стоимость продовольственного пайка, которая с 01.01.2000 года неоднократно повышалась. Однако ответчик при начислении пенсии в период с 01.01.2000 года по 01.12.2007 года учитывал не месячную стоимость продовольственного пайка, а денежную компенсацию за продовольственный паек, выплата которой осуществлялась военнослужащим по их выбору взамен выдачи продовольственного пайка в натуре и размер которой, установленный Федеральными законами о бюджете на 2000 - 2007 годы из расчета 20 рублей в сутки, значительно меньше реального размера месячной стоимости продовольственного райка, определяемого Центральным продовольственным управлением Министерства обороны РФ. Ссылаясь на неправомерность таких действий, на наличие судебных решений об удовлетворении подобных исков, просил взыскать с ответчика материальный ущерб в виде недополученной пенсии за период с 01.01.2000 года по 01.12.2007 года, с учетом индексации по индексам роста потребительских цен, в размере 153 608 руб. 04 коп., а также компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
С аналогичными исками к ответчику обратились Сучков В.Н., который просил признать незаконными действия ответчика по включению в период с 01.01.2000 года по 30.11.2007 года в состав денежного довольствия для исчисления пенсии установленного федеральными законами о федеральных бюджетах на 2000-2007 годы размера компенсации взамен продовольственного пайка из расчета 20 рублей в сутки, а не фактической стоимости продовольственного пайка, взыскать с ответчика материальный ущерб в виде недоплаты пенсии с учетом индексации в размере 244 435 руб. 39 коп. и компенсацию морального вреда в размере 87 100 руб.; Додатко И.И., который просил признать незаконными вышеуказанные действия ответчика и взыскать с него материальный ущерб в виде недоплаты пенсии с учетом индексации в размере 244 435 руб. 39 коп. и компенсацию морального вреда в размере 87 100 руб.
Определением судьи от 06.05.2011 года дела по указанным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Антонов А.И. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Считает, что решение суда противоречит требованиям федерального закона от 12.02.1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей" в части пересмотра пенсии в связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка. В обоснование указывает, что решение принято без учета правовых позиций Конституционного Суда РФ. Суд не счел нужным исследовать вопрос о соответствии компенсации в размере 608 руб. 33 коп. месячной стоимости продовольственного пайка, что могло повлиять на исход дела. Судом при принятии решения нарушены нормы материального права, так как суд применил закон, не подлежащий применению.
Истцы Додатко И.И. и Сучков В.Н. в своих кассационных жалобах приводят аналогичные доводы. Дополнительно указывают на необоснованность ссылки суда в решении на Постановления Правительства РФ о мерах по реализации федерального закона "О федеральном бюджете" N 101 от 22.02.2006 года и N 126 от 23.02.2007 года. Законами "О федеральном бюджете" определялся размер компенсации для военнослужащих, в связи с чем названными законами ежегодно приостанавливалось действие абзаца 4 ст. 14 ФЗ "О статусе военнослужащих" и федеральным законодателем вносились изменения выплаты военнослужащим - не в размере стоимости продовольственного пайка, а в размере компенсации за подпаек 20 руб. в день. Аналогичных приостановлений действия ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 федеральный законодатель не осуществлял, следовательно, применение Военным комиссариатом Костромской области при выплате истцам пенсии за 2000-2007 годы денежной компенсации взамен продовольственного пайка вместо его стоимости как требует ст. 43 названного закона является его нарушением.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд признал установленным и исходил из того, что с 1 января 2000 года пенсия истцам исчисляется в соответствии с пенсионным законодательством, с учетом суточной стоимости продовольственного пайка в сумме 20 рублей - в размере, предусмотренным бюджетным законодательством. В период с 2000 по 2007 годы ежемесячная денежная компенсация продовольственного пайка не изменялась.
Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, является правильным, основанным на собранных по делу и верно оцененных доказательствах, соответствует нормам действующего законодательства.
Согласно ст.43 Закона РФ от 12 февраля 1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков, лиц, проходящих службу в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.
При увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением (пункт "б" статьи 49 названного Закона).
Материалами дела установлено, что истец с 01 мая 1990 года является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию из расчета денежной компенсации продовольственного пайка за период с 2000 года по 01.12.2007 года 20 рублей в сутки, что является правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства.
Статьей 49 Закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1 установлены основания пересмотра пенсий лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, и их семей.
Одним из оснований пересмотра пенсий указанным лицам является увеличение денежного довольствия лицам рядового и начальствующего состава. Пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия одновременно с его увеличением. Порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации (п.2 ст. 49 Закона).
Названный порядок установлен пп. "б" п.14 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которому в случае увеличения денежного довольствии военнослужащим одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначаемые ранее уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации в соответствии с п. "а" п.14 до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, начисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.
При этом, если имеются основания для пересмотра, ранее назначенные вышеназванным лицам пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном п.п. 8-13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.
Подход для определения этой части денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежать неравенства при определении ее денежного выражения. Следовательно, пересмотр пенсий бывшим военнослужащим также должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной федеральным законом военнослужащих, проходящих службу.
Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом, в связи с чем при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка следует руководствоваться специальным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка была установлена на 2000 - 2007 годы федеральными законами о бюджете на соответствующие годы в размере 20 рублей в сутки.
В силу ст. 163 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" и соответствующих Законов на 2002, 2003, 2004 и последующие годы законодательные акты, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат приведению в соответствии с его требованиями.
Учитывая, что положения, закрепленные в названных федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке определены финансовые расходы, исходя из экономических возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.
В этой связи довод кассационной жалобы о том, что суд не исследовал вопрос о соответствии компенсации продовольственного пайка в размере 608,33 руб. месячной стоимости продовольственного пайка, установленной ЦПУ Минобороны РФ, не является основанием к отмене решения суда.
Другие доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование норм материального права, примененных при разрешении настоящего дела.
Поскольку решение суда вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, не противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотренному вопросу, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 06 мая 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Антонова А.И., Сучкова В.Н. и Додатко И.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.