Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Н.А. Гусевой,
судей Н.Н. Демьяновой, С.В. Андреева,
при секретаре Ю.П. Королевой
рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу Сухорукова ФИО10 на определение Свердловского районного суда г.Костромы от 14 апреля 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя ОСП по Свердловскому району г.Костромы А.Л. Чуркиной об изменении способа и порядка исполнения решения Свердловского районного суда г.Костромы от 23 декабря 2010 года.
Заслушав доклад судьи Н.А. Гусевой, объяснения Д.А. Сухорукова, поддержавшего доводы частной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Свердловского районного суда г.Костромы от 23 декабря 2010 года на муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице администрации г.Костромы возложена обязанность предоставить Д.А. Сухорукову по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, находящееся в черте г.Костромы, по нормам предоставления площади жилого помещения.
Решение суда вступило в законную силу.
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Свердловскому району г.Костромы А.Л.Чуркина обратилась в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда на взыскание с администрации г.Костромы в пользу Д.А. Сухорукова денежных средств на приобретение жилого помещения в размере "данные изъяты" указав, что с момента вступления решения суда в силу прошло длительное время, а оно до сих пор не исполнено, чем нарушены права взыскателя на разбирательство дела в разумный срок. Исполнить данное решение администрация г.Костромы в отношении Д.А. Сухорукова не имеет возможности в связи с отсутствием свободного жилья в муниципальном жилищном фонде, поэтому взыскатель и обратился в ОСП с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебного решения. Полагает, что Д.А. Сухорукову следует выплатить денежные средства в размере "данные изъяты". для приобретения жилого помещения, исходя из стоимости 1 кв.м жилья на вторичном рынке в 4-м квартале 2010 года в "данные изъяты". и нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в г.Костроме, в 15 кв.м на одного человека.
Взыскатель Д.А. Сухоруков возражал против удовлетворения заявления судебного пристава-исполнителя в части выплаты ему денежных средств в размере "данные изъяты". для приобретения жилого помещения, исходя из стоимости 1 кв.м жилья на вторичном рынке в 4-м квартале 2010 года в "данные изъяты" и нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в г.Костроме, в 15 кв.м на одного человека. При этом в своем заявлении просил суд изменить способ и порядок исполнения судебного решения на взыскание с администрации г.Костромы денежных средств на приобретение отдельной квартиры или дома из расчета 30 кв.м общей площади по средней цене 1 кв.м общей площади квартир на вторичном рынке жилья Костромской области в 1-м квартале 2011 года.
Судом вынесено вышеуказанное определение.
В частной жалобе Д.А. Сухоруков просит определение суда отменить. Указывает, что решение суда, во исполнение которого 24 января 2011 года возбуждено исполнительное производство, до настоящего времени не исполнено, в то время как в соответствии со ст.36 ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что на протяжении длительного времени остается необеспеченной предусмотренная ст.46 Конституции РФ судебная защита прав взыскателя, нарушается его право на разбирательство дела в разумный срок. Из пояснений представителя администрации г.Костромы следует, что исполнение решения в отношении него затруднительно, поскольку имеется еще несколько десятков аналогичных исполнительных производств. При перерасчете суммы, подлежащей взысканию с администрации г.Костромы взамен полагающегося ему жилого помещения, суд исходил из того, что общая площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется из нормы предоставления, которая на территории г.Костромы согласно решению Думы г.Костромы от 23.06.2005 г. N54 составляет 15 кв.м. Однако судом не учтено, что указанным правовым актом норма предоставления площади на одиноко проживающих граждан не предусмотрена, и нужно было руководствоваться ч.2 ст.58 ЖК РФ и ст.30 Закона "О милиции". Таким образом, размер компенсации подлежит исчислению исходя из размера площади жилого помещения в 30 кв.м и стоимости 1 кв.м общей площади квартир на вторичном рынке жилья Костромской области в 1-м квартале 2011 года и должен составлять "данные изъяты"
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое определение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя ОСП по Свердловскому району г.Костромы об изменении способа и порядка исполнения решения Свердловского районного суда г.Костромы от 23 декабря 2010 года, суд исходил из того, что в настоящее время преждевременно говорить о длительном неисполнении судебного решения и о невозможности его исполнить. Также суд указал на то, что при решении вопроса об изменении способа и порядка исполнения решения суда о предоставлении Д.А. Сухорукову жилого помещения следует исходить из нормы предоставления жилого помещения по г.Костроме в 15 кв.м, а поскольку Д.А. Сухоруков отказался от изменения способа и порядка исполнения решения суда таким образом, то в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя должно быть отказано.
Однако с такими выводами суда согласиться нельзя.
Согласно ст.434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.36 Федерального закона от 02.10.2007 г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Как видно из материалов дела, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Свердловскому району УФССП по Костромской области от 24 января 2011 года в отношении должника - администрации г.Костромы возбуждено исполнительное производство N (л.д.50).
Требование судебного пристава-исполнителя в адрес должника об исполнении судебного решения в срок до 14 марта 2011 г. (л.д.49) осталось неисполненным. При этом администрация г.Костромы ссылается на то, что оно будет исполнено в порядке очередности по списку исполнительных производств о предоставлении жилых помещений, возбужденных в отношении администрации г.Костромы, и при наличии свободных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде.
Таким образом, на момент рассмотрения заявления судебного пристава-исполнителя решение суда исполнено не было, в то время как с момента возбуждения исполнительного производства прошло более двух месяцев.
Указанное обстоятельство судом при вынесении обжалуемого определения не учтено.
В этой связи суждение суда, касающееся преждевременности вывода о длительном неисполнении судебного решения, является несостоятельным.
В суд кассационной инстанции также не представлено доказательств об исполнении судебного решения.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что на протяжении длительного времени остается необеспеченной предусмотренная ст.46 Конституции РФ судебная защита жилищных прав взыскателя, нарушается его право на разбирательство дела в разумный срок, в который, как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека, входит и стадия исполнения судебного решения.
Доводы же представителя администрации г.Костромы, на которые он ссылался в суде первой инстанции, об отсутствии свободного муниципального жилья, о наличии на исполнении судебных приставов аналогичных исполнительных производств по ранее вынесенным судебным решениям являются подтверждением невозможности исполнения решения в настоящее время таким способом, как это было определено в решении суда.
Также не основанным на законе является и вывод суда о том, что при решении вопроса об изменении способа и порядка исполнения решения суда о предоставлении Д.А. Сухорукову жилого помещения следует исходить из нормы предоставления жилого помещения по г.Костроме в 15 кв.м.
Решение суда от 23 декабря 2010 года основано на положениях ст.30 Закона РФ "О милиции", в соответствии с которой участковым уполномоченным милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь предоставляется в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам.
Общая площадь предоставляемого по договору социального найма жилого помещения определяется в соответствии с ч.1 ст.50 и ч.2 ст.58 ЖК РФ.
В силу ч.1 ст.50 ЖК РФ минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется из нормы предоставления.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека на территории г.Костромы согласно решению Думы г.Костромы от 23.06.2005 г. N54 составляет 15 кв.м.
Однако указанным решением Думы г.Костромы норма предоставления площади на одиноко проживающих граждан не предусмотрена.
Частью 2 ст.58 ЖК РФ установлены основания, при которых допускается превышение норм предоставления. В соответствии с указанной нормой жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1статьи 51 настоящего Кодексаперечне.
Таким образом, размер компенсации Д.А. Сухорукову должен быть исчислен исходя из размера жилой площади жилого помещения в 30 кв.м.
Представленные в материалы дела сведения агентства недвижимости г.Костромы (л.д.61) также подтверждают то, что предоставление отдельного жилого помещения, в частности отдельной квартиры, площадью менее 30 кв.м невозможно ввиду отсутствия подобных жилых помещений.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает возможным, отменив определение суда, вынести новое процессуальное решение с учетом того, что взыскание в пользу Д.А. Сухорукова денежного эквивалента стоимости отдельного жилого помещения, которое должно быть ему предоставлено, будет отвечать интересам взыскателя и не изменит существа обязательства.
Согласно справке Территориального отдела Федеральной службы государственной статистики по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, приобщенной к материалам дела по ходатайству Д.А. Сухорукова в суде кассационной инстанции, средняя цена 1 кв.м общей площади квартир на вторичном рынке жилья Костромской области во II квартале 2011 года составила "данные изъяты".
Судебная коллегия принимает во внимание указанные сведения о стоимости 1 кв.м общей площади, поскольку приобретенное на вторичном рынке жилье уже приспособлено для проживания, тогда как первичный рынок жилья представляет собой продажу жилых помещений без отделки и без санитарно-технического оборудования.
С учетом изложенного денежная компенсация, подлежащая взысканию с администрации г.Костромы в пользу Д.А. Сухорукова, составит "данные изъяты").
Руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Свердловского районного суда г.Костромы от 14 апреля 2011 года отменить.
Изменить способ и порядок исполнения решения Свердловского районного суда г.Костромы от 23 декабря 2010 года о возложении на муниципальное образование городской округ г.Кострома в лице администрации г.Костромы обязанности предоставить Д.А. Сухорукову по договору социального найма жилое помещение.
Взыскать с муниципального образования городской округ г.Кострома в лице администрации г.Костромы в пользу Сухорукова ФИО11 "данные изъяты") в качестве денежной компенсации взамен полагающегося ему жилого помещения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.