Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Шестанова Ю.И., Николевой Е.И.,
при секретаре Строговой М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шуршикова Николая Яковлевича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 01 апреля 2011 г., которым отказано в удовлетворении исковых требований Шуршикова Николая Яковлевича к Военному комиссариату Костромской области о взыскании задолженности, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Шуршиков Н.Я. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Костромской области о взыскании материального ущерба 148 734, 08 руб., возмещении морального вреда 80 000 руб., мотивируя тем, что с 26 апреля 2000 г. является пенсионером Минобороны РФ. Согласно ст.ст. 43, 49 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в состав денежного довольствия для исчисления пенсий военным пенсионерам входят оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет и месячная стоимость продовольственного пайка до 01 декабря 2007 г. Увеличение любой составляющей для исчисления пенсии должно повлечь пересмотр пенсии. Поскольку статус военнослужащего им утрачен при увольнении с военной службы, то денежная компенсация взамен продовольственного пайка, предусмотренная п.3 ст.14 ФЗ "О статусе военнослужащих", в отношении него применяться не может. Однако с 01 января 2000 г. пенсионерам Минобороны РФ для исчисления пенсии включалась компенсация за продовольственный паек в размере 608,33 руб. вместо месячной стоимости продпайка, которая по данным ЦПУ Минобороны РФ от 04 марта 2008 г. составляла 2 812,80 руб. (93,76 руб. в сутки) - ноябрь 2007 г. Со ссылкой на определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2007 г. N583-О-О, определение Верховного Суда РФ от 28 июля 2009 г. N21-В09-12, практику Европейского Суда по права человека указывает, что исчисление размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка исходя из положений федеральных законов о бюджете на 2000-2007 гг. в размере 20 руб. в сутки необоснованно.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Шуршиков Н.Я. просит решение суда отменить, направить дело для рассмотрения по существу в суд первой инстанции. Полагает, что решение суда противоречит требованиям Федерального закона от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" в редакции, действовавшей до 01 декабря 2007 г. в части пересмотра пенсии в связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка. Считает, что решение принято без учета правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации. Также указывает, что стоимость продовольственного пайка определялась ЦПУ Минобороны РФ на основании данных Статистического управления РФ о стоимости продуктов, входящих в продовольственный паек. В федеральный бюджет при его формировании на соответствующий год закладывались расчетные данные о стоимости пайка, а не компенсация в размере 20 руб. в сутки. Суд не исследовал вопрос о соответствии компенсации продовольственного пайка в размере 608,33 руб. месячной стоимости продовольственного пайка, применил Федеральный закон "О статусе военнослужащих", не подлежащий применению в данном случае.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка следует руководствоваться специальными федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, а поскольку федеральными законами о федеральном бюджете с 2000 года устанавливалась выплата военнослужащим компенсации взамен продпайка в размере 20 рублей в сутки и за оспариваемый истцом период эта сумма не изменялась, то оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
При этом суд, проанализировав положения ст.43 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в редакции, действовавшей до 01 декабря 2007 года, ст.49 указанного Закона, п.14 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", правомерно исходил из того, что подход для определения этой части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения. Следовательно, пересмотр пенсий бывшим военнослужащим также должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной федеральным законом для военнослужащих, проходящих действительную военную службу.
Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка была установлена с 2000 года федеральными законами о бюджете на соответствующие годы в размере 20 рублей в сутки.
В силу ст.162 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" и соответствующих статей соответствующих законов на последующие годы законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с его требованиями.
Учитывая, что положения, закрепленные в названных федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке определены финансовые расходы, исходя из экономических возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.
В этой связи довод кассационной жалобы о том, что суд не исследовал вопрос о соответствии компенсации продпайка в размере 608,33 руб. месячной стоимости продпайка, установленной ЦПУ Минобороны РФ, не является основанием к отмене решения суда.
Поскольку решение суда вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, не противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ по спорному вопросу, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 01 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шуршикова Н.Я. - без удовлетворения.
Председательствующий:-
Судьи:-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.