Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе
председательствующего И.Ю. Веремьевой,
судей Н.Н. Демьяновой, О.Р. Синицыной,
при секретаре Е.И. Буровой,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области И.В. Прудникова на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 21 апреля 2011 года, которым удовлетворен иск Шарьинского межрайонного прокурора в интересах Дины Гавриловны Лобановой к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании права на социальную выплату: за Диной Гавриловной Лобановой, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдовой ФИО2 признано право на получение мер социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.
Заслушав доклад судьи О.Р. Синицыной, выслушав объяснения представителя департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области по доверенности Р.Г. Гриценко, поддержавшего доводы жалобы, представителя истицы по доверенности Т.В. Замураевой, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шарьинский межрайонный прокурор в интересах Д.Г. Лобановой обратился в суд с иском к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании за ней права на получение мер социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. В обоснование иска указал, что Д.Г. Лобанова является вдовой участника Великой Отечественной войны Д.Г. Лобанова, имеет удостоверение, которым обозначено ее право на получение льгот и преимуществ, установленных для родителей и жен погибших (умерших) военнослужащих по ст.21 ФЗ "О ветеранах". Д.Г. Лобанова проживает в "адрес" собственном деревянном доме, не имеющем благоустройства. Д.Г. Лобанова принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, как вдова участника Великой Отечественной войны на основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечено ОГУ "Центр социальных выплат", Министерство регионального развития Российской Федерации.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе директор департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области И.В. Прудников просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает, что суд не применил материальный закон, подлежащий применению. Муж истицы являлся участником Великой Отечественной войны с правом на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 ФЗ "О ветеранах". Указанная статья предусматривает обеспечение жильем ветеранов за счет средств федерального бюджета в случае выселения их из занимаемых служебных жилых помещений. Право Д.Г. Лобановой на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета является производным от прав ее умершего супруга. Факт смерти супруга Д.Г. Лобановой не влияет на объем мер социальной поддержки, полагающихся истице, как вдове умершего участника Великой Отечественной войны согласно ст.21 ФЗ "О ветеранах".
В возражениях относительно кассационной жалобы Д.Г. Лобанова просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая спор, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует материалам дела и требованиям закона, оснований для признания его неправильным не имеется.
Решение суда основано на правильно примененных нормах материального права, перечень и анализ которых приведен в мотивировочной части решения.
УказомПрезидента Российской Федерации N714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральномузакону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"(п. 1).
В силу подпункта "з" пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.
В соответствии спунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно части 2 статьи 21 указанного закона (в ред. ФЗ от 18.07.2009г., 22.07.2010г.) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.
По смыслу данного закона, направленного на укрепление гарантий социальной поддержки семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, право на меры социальной поддержки, дополнительно к указанным ранее, приобрели и супруги умерших участников ВОв. Указанным законом расширен и уточнен круг членов семей ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которым предоставляются меры социальной поддержки.
Согласностатье 23.2. Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии состатьями 14,15,17-19 и21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как видно из материалов дела, установлено судом и не оспаривается сторонами, Д.Г. Лобанова, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны В.А. Лобанова, в новый брак не вступала.
Д.Г. Лобанова имеет удостоверение серии Б N 496598, которым обозначено ее право на получение льгот и преимуществ, установленных для родителей и вдов погибших (умерших) военнослужащих, предусмотренных ст. 21 ФЗ "О ветеранах".
Согласно справке военного комиссариата Костромской области по г.Шарья, Шарьинскому и Поназыревскому районам от 11 марта 2010 года N (л.д.13), а также ответа на запрос суда военного комиссариата Костромской области от 14 апреля 2011 года N890 ФИО8 являлся участником Великой Отечественной войны, проходил военную службу с ноября 1944 года по 25 марта 1951 года (л.д.61), то есть более 6-ти месяцев в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года.
Д.Г. Лобанова проживает по адресу "адрес" собственном доме, не имеющем благоустройства, на основании постановления главы городского округа г.Шарья от 30 марта 2010 года она поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях как вдова участника Великой Отечественной войны на основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
Как видно из материалов дела Т.В. Замураева, действующая в интересах матери Д.Г. Лобановой, неоднократно обращалась в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства костромской области, ОГУ "Центр социальных выплат" о предоставлении социальной выплаты Д.Г. Лобановой на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как вдове участника Великой Отечественной войны, в чем фактически ей было отказано со ссылкой на то, что её муж при жизни имел право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 17 ФЗ "О ветеранах", а факта его выселения из занимаемого служебного жилого помещения не имелось.
Разрешая спор, суд на основании анализа приведенных выше норм и обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу о том, что Д.Г. Лобанова нуждается в улучшении жилищных условий и относится к категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Суд обоснованно не согласился с доводами ответчика о том, что право истицы Д.Г. Лобановой на обеспечение жильем производно от права её умершего супруга, ветерана Великой Отечественной войны ФИО8, и не может быть больше по объему. Не основан на законе и довод о том, что, поскольку ФИО8 при жизни имел бы право только на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 ФЗ "О ветеранах", и только в случае его выселения из занимаемого служебного помещения, то и истица вправе претендовать на обеспечение жильем лишь при выселении её из служебного жилого помещения.
Возникшие между сторонами правоотношения по обеспечению вдовы участника ВОв жильем за счет средств федерального бюджета, в полном объеме регулируются подпунктом 4 п. 1 и п.2 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Каких - либо дополнительных условий и ограничений для предоставления предусмотренных данными нормами права мер социальной поддержки супруге умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, ни Указ Президента Российской Федерации N714 от 7 мая 2008 г., ни Федеральный закон "О ветеранах" не содержат. Как было указано выше, данные меры социальной поддержки супруги умерших участников Великой Отечественной войны приобрели дополнительно к ранее установленным.
Ссылка в жалобе на то, что прокурор не вправе был обращаться с иском в интересах Д.Г. Лобановой не основан на законе и фактических обстоятельствах дела, не может быть основанием отмене решения суда.
Доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на ошибочном толковании закона, в связи с чем, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 21 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области И.В. Прудникова - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.