Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Андреева С.В. и Шестанова Ю.И.,
при секретаре Шпилевой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора г.Костромы Смирнова В.Л. и по кассационной жалобе представителя Голубцова ФИО12 по доверенности Шкаликова С.Д. на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 23 июня 2011 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Голубцова ФИО13 к администрации Дмитровского сельского поселения Галичского муниципального района, департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Министерству финансов России, Министерству регионального развития РФ о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения представителей Голубцова В.С. - Шкаликова С.Д. и Зотовой А.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Евдокимовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Голубцов В.С., действуя через своего представителя по доверенности Шкаликова С.Д., обратился в суд с иском к администрации Дмитровского сельского поселения Галичского муниципального района, департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Министерству финансов России, Министерству регионального развития РФ о признании права на меры социальной поддержки, предусмотренные п.3 ст.15 ФЗ "О ветеранах", взыскании с ответчиков в солидарном порядке денежных средств в сумме "данные изъяты" в порядке, предусмотренном пп.2 п.3 ст.23.2 ФЗ "О ветеранах", из расчета среднерыночной стоимости 1 кв.м жилого помещения в Костромской области в 4-м квартале 2011 г., равной "данные изъяты"., и площади помещения в 36 кв.м, а также о компенсации морального вреда в сумме 1 000 000 руб. Требования мотивированы тем, что он является ветераном Великой Отечественной войны, военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях в период с 22 июня 1941 г. по 03 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, в связи с чем он имеет право на меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам в соответствии со ст.15 ФЗ "О ветеранах", однако со стороны органов местного самоуправления и департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области в реализации его прав чинятся препятствия. Решением Галичского районного суда от 03 декабря 2010 года он восстановлен в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. 09 марта 2011 года он признан инвалидом "данные изъяты" группы. Данное обстоятельство не было предметом рассмотрения департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, поскольку администрация сельского поселения в нарушение установленной процедуры не передала в департамент необходимые документы. Департамент отказал ему в предоставлении социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета в связи с тем, что он является участников Великой Отечественной войны в соответствии с пп. "з" п.1 ст.2 ФЗ "О ветеранах" и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст.17 данного Закона, в соответствии которой обеспечение жильем указанной категории ветеранов предусмотрено в случае их выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений. Со ссылкой на позицию Верховного Суда РФ по данному вопросу, определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 г. N89-О полагает отказ в предоставлении социальной выплаты на улучшение жилищных условий незаконным.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОГУ "Центр социальных выплат".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Кассационное представление прокурора г.Костромы отозвано им до рассмотрения дела по существу судом кассационной инстанции.
В кассационной жалобе представитель Голубцова В.С. по доверенности Шкаликов С.Д. просит решение суда отменить как вынесенное с существенным нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что суд не дал правовой оценки доводам стороны истца по вопросу применения в спорной ситуации ст.14 и п.2 ст.15 ФЗ "О ветеранах". В решении не в полном объеме отражено содержание п.1 ст.23.2 ФЗ "О ветеранах", в частности, без указания на ст.15 данного Закона. В соответствии же с п.2 ст.15 ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования. Меры социальной поддержки инвалидов войны предусмотрены ст.14 указанного Закона, в числе которых обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов ВОв, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким образом, положения приведенных норм свидетельствуют о том, что Голубцов В.С. имеет право на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета.
В возражениях относительно кассационной жалобы глава администрации Дмитриевского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области ФИО5 считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Принимая решение, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Голубцова В.С. права на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Голубцов В.С., "данные изъяты" года рождения, с 20 сентября 1944 г. по июнь 1946 г. проходил военную службу в "данные изъяты" батальоне в должности "данные изъяты", участия в боевых действиях не принимал и в соответствии с пп. "з" пп.1 п.1 ст.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" является участником Великой Отечественной войны.
Военным комиссариатом г.Галича Костромской области Голубцову В.С. 15 августа 2005 г. выдано удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны с правом на льготы, установленные ст.17 ФЗ "О ветеранах".
На основании постановления администрации Дмитриевского сельского поселения Галичского муниципального района Костромской области от 09 марта 2010 г. N Голубцов В.С. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в очередь граждан, относящихся к категории награжденных орденами и медалями СССР, РСФСР, Российской Федерации и Костромской области, за N, с которого был снят постановлением администрации Дмитриевского сельского поселения от 21 сентября 2010 г. N, а впоследствии восстановлен на основании решения Галичского районного суда Костромской области от 03 декабря 2010 года.
Согласно справке ФГУ "ГБ МСЭ по Костромской области" 09 марта 2011 г. Голубцову В.С. впервые установлена "данные изъяты" группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.
Решением рабочей группы департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 07 июня 2011 года N Голубцову В.С. отказано в предоставлении социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета, поскольку он относится к категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии со ст.17 ФЗ "О ветеранах", и не имеет факта выселения из служебного жилого помещения.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ "О ветеранах".
Из анализа положений ФЗ "О ветеранах" следует, что объем мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны различается в зависимости от принадлежности к той или иной категории ветеранов. Так, наибольший объем мер социальной поддержки установлен для инвалидов войны (статья 14), а меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" (статья 15), превосходит по объему меры социальной защиты, полагающиеся отнесенным подпунктом "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 к участникам Великой Отечественной войны военнослужащим, которые проходили военную службу в период войны в воинских частях, не входивших в состав действующей армии (статья 17).
Согласно пп.4 ст.17 ФЗ "О ветеранах" военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, имеют право на такую меру социальной поддержки обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениямистатьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из того, что поскольку истец проживает не в служебном жилом помещении, а на правах члена семьи в доме, принадлежащем на праве собственности его дочери, из служебного помещения не выселялся, то он не имеет права на обеспечение жильем в форме социальной выплаты по ст.17 ФЗ "О ветеранах".
При этом суд обоснованно признал несостоятельными доводы представителя истца о наличии у Голубцова В.С. права на льготы, установленные для инвалидов войны, приняв во внимание то обстоятельство, что Голубцов В.С. участия в боевых действиях не принимал, "данные изъяты" группа инвалидности ему была установлена по общему заболевания, а не вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в ходе участия в боевых действиях, как это предусмотрено для инвалидов войны ст.4 ФЗ "О ветеранах", а также то, что ст.17 указанного Закона, а также другие статьи этого Закона, не содержат положений, распространяющих на лиц, перечисленных в пп. "з" пп.1 п.1 ст.2 Закона, к которым относится и истец, право на получение мер социальной поддержки, установленных ст.14 ФЗ "О ветеранах" для инвалидов ВОв.
Нельзя признать обоснованными и доводы кассационной жалобы о том, что Голубцов В.С. имеет право на обеспечение жильем в силу п.2 ст.15 ФЗ "О ветеранах", поскольку, как правильно указал суд, меры социальной поддержки для каждой категории ветеранов, участников и инвалидов ВОв предусмотрены в отдельных статьях Закона, и по смыслу Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N714 обеспечение жильем перечисленных в нем граждан должно осуществляться в том случае, если их право на это установлено законом, и должно осуществляться в том объеме и порядке, которые установлены для каждой категории.
Кроме того, из содержания пп.4 п.1 ст.14 ФЗ "О ветеранах" следует, что для инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 01 января 2005 года, установлен различный порядок обеспечения жильем. Указанный Федеральный закон не содержит положений, приравнивающих права на получение мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, с правами именно инвалидов Великой Отечественной войны, которые имеют право на обеспечение жильем независимо от времени их постановки на учет нуждающихся.
В Определении Конституционного Суда РФ от 04 апреля 2006 г. N89-О, на которое ссылался истец в обоснование своих требований, также не содержится выводов, о том, что участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами вследствие общего заболевании, имеют право на получение мер социальной поддержки, установленных именно для инвалидов Великой Отечественной войны. К тому же в этом судебном акте содержится правовая позиция Конституционного Суда РФ по вопросу предоставления такой меры социальной поддержки ветеранов как ежемесячная денежная выплата.
Поскольку судом не установлено нарушение прав Голубцова В.С. со стороны органов местного самоуправления и департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, то суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 23 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Голубцова ФИО14 по доверенности Шкаликова С.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.