Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Андреева С.В. и Шестанова Ю.И.,
при секретаре Шпилевой И.С.,
с участием прокурора Хрящевой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Администрации г. Костромы Коруховой А.Н. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 31.05.2011г., которым удовлетворены исковые требования прокурора г. Костромы в интересах Дерюгиной ФИО10 к муниципальному образованию городского округа г. Костромы в лице Администрации г. Костромы о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А.., объяснения прокурора Хрящевой Е.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Костромы в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Дерюгиной В.А. к Администрации г. Костромы о предоставлении вне очереди жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм. Обосновывая исковые требования, указал, что Дерюгина В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать ФИО4 по решению Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Пунктом 2 постановления администрации города Костромы N от 19.09.1995г. администрация города Костромы возложила на себя обязанность обеспечить несовершеннолетнюю Дерюгину В.А. жилым помещением по окончании пребывания в детском госучреждении либо до достижения совершеннолетия в соответствии с действующим законодательством. С 24.04.1996г. по 28.06.2006г. Дерюгина В.А. являлась воспитанницей "данные изъяты" детского дома "адрес", с 28.08.2006г. по 30.08.2007г. находилась в учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ГОУ "данные изъяты" "адрес"", с 01.09.2007г. обучалась в ГОУ СПО "данные изъяты" приказом по техникуму от 26.01.2011г. отчислена. В настоящее время Дерюгина В.А.с 12.02.2007г. состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилья. На основании абз. 2 п.1 ст.8 ФЗ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ Дерюгиной В.А. муниципальным образованием городского округа г. Костромы в лице администрации городского округа г. Кострома должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы, администрация Костромской области, департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
Судом по делу постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель администрации г. Костромы по доверенности Корухова А.Н. просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в иске в полном объеме. Считает, что решение судом постановлено с неправильным применением норм материального права, выводы суда не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Ссылаясь на Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2009г.N 250-О-П, ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч.3, ч.4 ст. 49 ЖК РФ, указывает, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет собственных средств. Обеспечение данной категории граждан вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случаях наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Полагает, что суд необоснованно при принятии решения руководствовался ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, т.к. Закон субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не принят. Органы местного самоуправления не наделены в установленном законом порядке государственными полномочиями по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями, считает, что предоставить жилое помещение Дерюгиной В.А. должны органы исполнительной власти Костромской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу об обязанности Администрации г. Костромы по предоставлению Дерюгиной В.А. жилого помещения.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма.
Судом установлено, что Дерюгина В.А. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г. Костромы с 23.03.2007 года. Жилым помещением она не обеспечена, регистрации по месту жительства и закрепленного за ней какого-либо жилого помещения не имеет, временно проживает без регистрации по адресу: "адрес".
Право Дерюгиной В.А. на предоставление жилого помещения не оспорено.
Вывод суда о том, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения должна быть возложена на муниципальное образование городского округа г. Кострома в лице Администрации г. Костромы, не противоречит вышеприведенным нормам закона.
Обязательство Администрации г. Костромы по предоставлению Дерюгиной В.А. жилого помещения по окончании срока пребывания в детском учреждении либо достижении совершеннолетнего возраста на основании постановления администрации г. Костромы от 19.09.1995г. N не исполнено.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что к возникшим правоотношениям применимы нормы ч. 3 ст. 57 ЖК РФ.
После предоставления Дерюгиной В.А. жилого помещения Администрация г. Костромы не лишена возможности требовать компенсации расходов на приобретение жилых помещений из средств соответствующего бюджета.
Доводы кассационной жалобы о том, что Администрация г. Костромы не наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений такой категории граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не являются основанием считать решение по делу ошибочным. Они являются аналогичными приводимым представителем Администрации г. Костромы в суде первой инстанции мотивам. Им дана надлежащая правовая оценка. Давать иную оценку выводам суда оснований не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 31 мая 2011г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации г. Костромы Коруховой А.Н.. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.