Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Муравьевой Е.А., Демьяновой Н.Н.,
при секретаре Шпилевой И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Прудникова И.В. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 11 июля 2011 г., которым признано незаконным решение департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства по Костромской области об отказе Верховской Зинаиде Михайловне в обеспечении социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета; на ОГУ "Центр социальных выплат" возложена обязанность включить Верховскую Зинаиду Михайловну в реестр граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета и произвести социальную выплату.
Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., объяснения представителя Верховской З.М. Андреевой Н.Б., прокурора Хрящевой Е.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чухломского района в интересах Верховской З.М. обратился в суд с иском к департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о признании за ней права на получение меры социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, мотивируя тем, что Верховская З.М. является вдовой участника Великой Отечественной войны Верховского Б.Н., имеет удостоверение, которым обозначено ее право на получение льгот и преимуществ, установленных для родителей и жен погибших (умерших) военнослужащих по ст.21 ФЗ "О ветеранах". Верховская З.М. проживает по адресу: "адрес" собственном деревянном доме. Верховская З.М. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, как вдова участника ВОВ на основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ (в виду проживания в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям) и до настоящего времени не получила социальную выплату на обеспечение жильем. На заседании рабочей группы по проведению мониторинга обеспечения жильем ветеранов ВОВ 15 марта 2011 г. департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области рекомендовано не предоставлять Верховской З.М. социальную выплату на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета в виду того, что ее муж при жизни не имел права на предоставление меры социальной поддержки на улучшение жилищных условий в соответствии со ст.17 Закона "О ветеранах", так как проходил военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующий армии. Считает данный отказ незаконным, ущемляющим права Верховской З.М.
В ходе рассмотрения дела прокурор Чухломского района Костромской области уточнил исковые требования, просил признать незаконным решение департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области об отказе Верховской З.М. в обеспечении социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета, обязать ОГУ "Центр социальных выплат" включить Верховскую З.М. в реестр граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета и произвести социальную выплату.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено ОГУ "Центр социальных выплат".
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе директор департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Прудников И.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что муж истицы являлся участником ВОВ с правом на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 ФЗ "О ветеранах", которая предусматривает обеспечение жильем ветеранов за счет средств федерального бюджета в случае выселения их из занимаемых ими служебных жилых помещений. Право Верховской З.М. на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета является производным от права ее умершего супруга. Полагает, что Верховская З.М. имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только в случае выселения ее из занимаемого служебного жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая спор, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует материалам дела и требованиям закона, оснований для признания его неправильным не имеется.
Решение суда основано на правильно примененных нормах материального права, перечень и анализ которых приведен в мотивировочной части решения.
УказомПрезидента Российской Федерации N714 от 7 мая 2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральномузакону от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах"(пункт 1).
В силу подпункта "з" пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 г. не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
В соответствии спунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах" семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно части 2 статьи 21 указанного закона (в ред. ФЗ от 18.07.2009 г., 22.07.2010 г.) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.
По смыслу данного закона, направленного на укрепление гарантий социальной поддержки семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, право на меры социальной поддержки, дополнительно к указанным ранее, приобрели и супруги умерших участников ВОВ. Указанным законом расширен и уточнен круг членов семей ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которым предоставляются меры социальной поддержки.
Согласностатье 23.2Федерального закона от 12.01.1995 г. N5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии состатьями 14,15,17-19 и21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Верховская З.М., 24 марта 1929 года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны Верховского Б.Н., 1927 года рождения, умершего 01 декабря 2004 г., в новый брак не вступала.
Верховская З.М. имеет удостоверение серии В N170611от 08 ноября 2010 г, которым обозначено ее право на получение льгот и преимуществ, установленных для родителей и вдов погибших военнослужащих, предусмотренных ст.21 ФЗ "О ветеранах".
Согласно справке военного комиссариата Костромской области по Солигаличскому и Чухломскому районам Костромской области от 29 ноября 2010 г. N24/2112 и 24/2111 Верховский Б.Н. являлся участником ВОВ, проходил службу с октября 1944 г. по 03 сентября 1945 г. в 20 учебном стрелковом полку и 11 танковом полку, не входившим в состав Действующей Армии.
Распоряжением администрации Чухломского муниципального района администрации городского поселения город Чухлома N449 от 27 декабря 2010 г. Верховская З.М. была принята на учет для улучшения жилищных условий в связи с проживанием в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований (п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ), на основании заключения межведомственной комиссии при главе администрации городского поселения город Чухлома N88 от 09 декабря 2010 г. жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в котором проживает истица, признано непригодным для проживания.
27 декабря 2010 г. Верховская З.М. обратилась в ОГУ "Центр социальных выплат" о предоставлении ей социальной выплаты на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как вдова участника ВОВ.
15 марта 2011 г. департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области отказал Верховской З.М. в обеспечении ее социальной выплатой на улучшение жилищных условий из средств федерального бюджета, поскольку по сведениям из военкомата муж истицы при жизни имел право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.17 ФЗ "О ветеранах" и не имел факта выселения из занимаемого служебного жилого помещения.
Разрешая спор, суд на основании анализа приведенных выше норм и обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу о том, что Верховская З.М. нуждается в улучшении жилищных условий и относится к категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Суд обоснованно не согласился с доводами ответчика о том, что право истицы Верховской З.М. на обеспечение жильем производно от права её умершего супруга, ветерана Великой Отечественной войны Верховского Б.Н. и не может быть больше по объему.
Не основан на законе и довод о том, что, поскольку Верховский Б.Н. при жизни имел бы право только на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 ФЗ "О ветеранах", и только в случае его выселения из занимаемого служебного помещения, то и истица вправе претендовать на обеспечение жильем лишь при выселении её из служебного жилого помещения.
Возникшие между сторонами правоотношения по обеспечению вдовы участника ВОВ жильем за счет средств федерального бюджета, в полном объеме регулируются подпунктом 4 п.1 и п.2 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах". Каких - либо дополнительных условий и ограничений для предоставления предусмотренных данными нормами права мер социальной поддержки супруге умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, ни Указ Президента Российской Федерации N714 от 7 мая 2008 г., ни Федеральный закон "О ветеранах" не содержат. Как было указано выше, данные меры социальной поддержки супруги умерших участников Великой Отечественной войны приобрели дополнительно к ранее установленным.
Доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на ошибочном толковании закона, в связи с чем, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 11 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области Прудникова И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:-
Судьи:-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.