Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Ильиной И.Н.,
судей Зиновьевой О.Н., Муравьевой Е.А.,
с участием прокурора Хрящевой Е.Ю.,
при секретаре Чиркиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области на решение Красносельского районного суда Костромской области от 4 апреля 2011 года, которым удовлетворены требования прокурора Красносельского района об обязании администрации Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района предоставить Молосновой Наталье Владимировне вне очереди благоустроенное жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А., объяснения главы Прискоковского сельского поселения Раковой И.А., представителя Прискоковского сельского поселения Сениной В.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы прокурора Хрящевой Е.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красносельского района Костромской области обратился в суд с иском в интересах Молосновой Н.В. к администрации Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района, в котором просил обязать ответчика предоставить Молосновой Н.В. в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарно-техническим требованиям, находящегося в черте Прискоковского сельского поселения, в соответствии с нормой предоставления жилого помещения.
Заявленные требования обосновал тем, что Молоснова Н.В. является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители лишены в отношении ее родительских прав. На основании распоряжения главы Прискоковского сельского поселения Красносельского района от 26 ноября 2011 года N24 Молоснова Н.В. поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствие со ст.57 ЖК РФ, а также абз.2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обязанность по обеспечению Молосновой Н.В. жилым помещением должна быть возложена на ответчика - Прискоковское сельское поселение.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
Указанным выше решением суд обязал администрацию Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района предоставить Молосновой Наталье Владимировне, 16 ноября 1989 года рождения, вне очереди по договору социального найма изолированное жилое помещение, общей площадью не ниже нормы предоставления, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по месту ее жительства, в черте Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе администрация Прискоковского сельского поселения просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, об отказе прокурору Красносельского района в удовлетворении исковых требований. Указывает, что решение принято с существенным нарушением норм материального права, поскольку предоставление жилого помещение во вне очередном порядке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, относится не к компетенции органов местного самоуправления, а к компетенции органов исполнительной власти Костромской области. Дополнительные гарантии права детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Действующей редакцией ч.1 ст. 6 Закона Костромской области "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что приобретение жилых помещений для данной категории граждан, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию указанных полномочий. Обязанность по предоставлению жилого помещения может быть возложена на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Законом Костромской области от 19.12.2005 года N 348-ЗКО (в редакции от 07.07.2010 г.) такая обязанность для органов местного самоуправления не предусмотрена.
Прокурор Красносельского района в возражениях относительно кассационной жалобы просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Как следует из материалов дела, суд правильно определил характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела. Представленные сторонами доказательства оценены судом в соответствии с принципами относимости и допустимости доказательств, на основе состязательности и равноправия сторон (ст.ст.12, 59,60 ГПК РФ).
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки(попечительства), а также по окончанию службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абз. 2 п.1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статья 8 указанного Закона также предусматривает, что дополнительные гарантии для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
На основании ч.1 ст. 6 Закона Костромской области N384-ЗКО от 19.12.2005 г. " О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечение родителей, в Костромской области" ( в редакции Закона от 07.07.2010 г.) дети -сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из материалов дела следует, что Молоснова Н.В., 16.11.1989 года рождения состоит в очереди в администрации Прискоковского сельского поселения на получение жилья с 26.11. 2008 года; включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилья. На момент постановки на учет Молосновой Н.В. в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, она являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей. В июне 2009 года Молоснова Н.В. закончила обучение в ГОУ НПО "Профессиональный лицей N19 г. Костромы". До настоящего времени жилым помещением не обеспечена, ранее закрепленного жилого помещения не имела.
Удовлетворяя исковые требования прокурора,, проанализировав нормы п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, Федерального закона от 21.12. 1996 г. N 159 - ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Костромской области от 19.12. 2005 г. N348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" суд обоснованно возложил обязанность по предоставления жилья Молосновой Н.В. на Прискоковское сельское поселение Красносельского района.
Выводы суда являются обоснованными и мотивированными.
Доводы кассационной жалобы о том, что Прискоковское сельское поселение является ненадлежащим ответчиком по иску, основаны на ошибочном толковании закона, поэтому приняты быть не могут.
Из положений п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 57 ЖК РФ следует, что предоставление указанным категориям граждан жилого помещения является обязанностью муниципального образования, что согласуется и со ст. ст. 5, 8 Федерального закона N 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Статья 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" предусматривает обеспечение данной категории детей вне очереди жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства, исходя из фактически свободных изолированных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде Костромской области.
Факт отсутствия свободного жилья в Красносельском районе в фонде Костромской области подтверждается сведениями, предоставленными суду Департаментом государственного имущества и культурного наследия Костромской области.
Вопросы финансирования органа местного самоуправления не влияют на разрешение заявленных требований, администрация Прискоковского сельского поселения вправе после предоставления Молосновой Н.В. жилого помещения решить вопрос о компенсации понесенных расходов из средств соответствующего бюджета.
Кроме того, судом правильно учтено, что при издании распоряжения N24 от 26.11.2008 года администрация Прискоковского сельского поселения приняла на себя обязанность по обеспечению Молосновой Н.В. жилым помещением.
Таким образом, оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Костромской области от 04 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы администрации Прискоковского сельского поселения Красносельского района Костромской области Раковой И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.