Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Н.А. Гусевой,
судей Н.Н. Демьяновой, С.В.Андреева,
при секретаре С.Н. Хоминой,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Костромской таможни Е.П. Макаровой на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 ноября 2010 г., которым удовлетворены исковые требования Буйского транспортного прокурора к Костромской таможне о признании бездействия незаконным, обязании представления информации о выполнении законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов, обязании создания и (или) выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.
Заслушав доклад судьи С.В.Андреева, объяснения представителя Костромской таможни Е.П. Макаровой, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Буйский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Костромской таможне о признании бездействия Костромской таможни, выражающегося в несоблюдении законодательства о квотировании рабочих мест, незаконным, обязании предоставлять в установленном порядке информацию о выполнении законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов в ОГУ "Центр занятости населения по г. Костроме", а также обязании создать и (или) выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в срок до 01.01.2011 г. Требования обосновал тем, что Буйской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению департамента по труду и занятости населения Костромской области по факту не выполнения рядом организаций расположенных на территории Костромского транспортного региона квоты для приема на работу инвалидов. Проведенной проверкой установлено, что Костромской таможней не предоставляется в службу занятости населения в установленном порядке информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, а также не выполняются требования по трудоустройству инвалидов в пределах установленной квоты. Бездействие Костромской таможни, выразившееся в несоблюдении законодательства о квотировании рабочих мест, создает препятствия к осуществлению прав инвалидов, которым государство гарантирует содействие занятости.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 15 ноября 2010 г. исковые требования Буйского транспортного прокурора к Костромской таможне удовлетворены. Бездействие Костромской таможни по несоблюдению законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов признано незаконным. Костромская таможня обязана в срок до 01.02.2011 года представить в ОГУ "Центр занятости населения по г. Костроме" в установленном порядке информацию о выполнении законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов, а также создать и (или) выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.
В кассационной жалобе представитель Костромской таможни Е.П. Макарова просит решение суда отменить. Указывает, что Костромская таможня издала приказ от 09.11.2010 г. N 304, согласно которому утверждена квота для трудоустройства инвалидов в таможенном органе 3% от среднесписочной численности работников (3 должности) и утверждены должности работников бюджетной сферы, наиболее подходящие для трудоустройства инвалидов. Полагает, что квоты надо определять от численности категорий "рабочие" и "государственные гражданские служащие", а не от среднесписочной численности работников организации. Нормативные и иные правовые документы в области осуществления деятельности таможенных органов не содержат полномочий таможни по созданию рабочих мест для инвалидов, вследствие чего, Костромская таможня не может самостоятельно создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что невыполнение Костромской таможней предусмотренного законом комплекса мер для выполнения квоты по трудоустройству инвалидов доказано.
При этом, суд исходил из того, что от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов Костромская таможня не освобождена. В органы занятости сведения о среднесписочной численности штатных единиц в организации в 2010 г. она не представила. Для трудоустройства инвалидов Костромской таможней должно быть выделено 6 должностей, а приказом N 304 от 09.11.2010 года выделено только три должности. Ответчик объявления в СМИ о вакансиях для инвалидов не размещала, не обращалась в общества инвалидов, органы социальной защиты с просьбой оказать содействие в поиске работников - инвалидов. Таможней не представлено заявок о вакантных местах для трудоустройства инвалидов в ОГУ ЦЗН по г. Костроме в 2010 году.
Однако с выводами суда по настоящему делу согласиться нельзя.
Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Частью 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии со ст. 3 Закона Костромской области от 11.04.2005 N 258-ЗКО "О содействии трудовой занятости инвалидов в Костромской области" квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Костромской области, численность работников которых составляет более 100 человек.
Размер квоты для трудоустройства инвалидов составляет 3 процента от среднесписочной численности работников организации.
Количество рабочих мест, устанавливаемых в пределах квоты, определяется округлением до целого произведения среднесписочной численности работников на размер квоты.
Вывод суда о том, что для трудоустройства инвалидов Костромской таможней должно быть выделено 6 должностей, основан на том, что среднесписочная численность Костромской таможни по штатному расписанию составляет 192 единицы.
Суд, сославшись на положения статей 11, 16, 20 ТК РФ указал, что трудовое законодательство распространяется на всех лиц, вступивших в трудовые отношения с Костромской таможней. Работником является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, безотносительно к разграничению этих лиц по тем или иным категориям согласно штатному расписанию.
Однако судом не учтено, что порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы (далее - таможенные органы) и основы правового положения должностных лиц таможенных органов определяется Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Согласно указанному Федеральному закону служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (ст.1). Должностными лицами таможенных органов Российской Федерации являются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов) или классные чины (ст.3).
Статьей 4 этого Закона установлено, что в целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются соответствующие должности работников таможенных органов. Перечень указанных должностей определяется руководителем Федеральной таможенной службы (ч.1). Трудовые отношения работников таможенных органов регулируются законодательством Российской Федерации о труде (ч.2).
В силу части 8 ст.11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на определенные категории лиц, если это установлено федеральным законом.
Поскольку обязанность по установлению квоты для приема на работу инвалидов зависит от численности именно работников организации, а категория лиц относящихся к работникам таможенных органов прямо указана в федеральном законе, суду следовало исчислять количество работников Костромской таможни от их числа, указанного в штатном расписании.
Как видно из материалов дела, штат Костромской таможни составляет 192 единицы, из них государственных гражданских служащих 112 единиц, сотрудников 48 единиц, а работников 32 единицы.
В связи с тем, что количество работников в Костромской таможне составляет менее 100 человек, квотировать места для приема на работу инвалидов по закону она не обязана.
В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
Как следует из искового заявления, требования прокурора о признании бездействия Костромской таможни в несоблюдении законодательства о квотировании рабочих мест были основаны только на том, что ответчиком не представлена информация о выполнении законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов в ОГУ "Центр занятости населения по г. Костроме" и невыполнении квоты по трудоустройству инвалидов.
Согласно части 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Костромская таможня с учетом штата работников не обязана представлять информацию о выполнении квоты, поскольку она в данном случае не обязана по закону осуществлять квотирование рабочих мест для инвалидов.
Поэтому же основанию указанные в решении ссылки на то, что Костромская таможня объявления в СМИ о вакансиях для инвалидов не размещала, не обращалась в общества инвалидов, органы социальной защиты с просьбой оказать содействие в поиске работников - инвалидов, что ею не представлено заявок о вакантных местах для трудоустройства инвалидов в ОГУ ЦЗН по г. Костроме в 2010 году, не свидетельствуют о бездействии ответчика и несоблюдении законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов.
Кроме того, прокурор в обоснование иска на данные обстоятельства не ссылался, и требований о признании незаконными такого бездействия ответчика не заявлял.
Таким образом, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
В связи с этим решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения без направления дела на новое рассмотрение, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда от 15 ноября 2010 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Буйского транспортного прокурора о признании незаконным бездействия Костромской таможни в несоблюдении законодательства о квотировании рабочих мест, обязании представления в установленном порядке информации о выполнении законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов в ОГУ "Центр занятости населения по г. Костроме", создания и (или) выделения рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.