Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Никулинской Н.Ф.,
судей Зиновьевой О.Н., Муравьевой Е.А.,
при секретаре Федоровой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Харитонова Валерия Никифоровича на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 16 февраля 2011 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Харитонова В.Н. к военному комиссариату Костромской области о взыскании задолженности по пенсии и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А., объяснения Харитонова В.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Харитонов В.Н. обратился в суд с иском к военному комиссариату Костромской области о взыскании недополученной пенсии за период с 01.01.2000 года по 01.12.2007 года, исходя из реальной стоимости общевойскового продовольственного пайка и с учетом роста потребительских цен в сумме 212549,32 рублей, компенсации морального вреда 1 рубль. Требования мотивированы тем, что он с 1985 года является пенсионером Министерства обороны РФ. В состав денежного довольствия для исчисления пенсий военным пенсионерам входит: оклад по воинской должности; оклад по воинскому званию; процентная надбавка за выслугу лет; месячная стоимость продовольственного пайка до 01.12. 2007 года. Считает, что увеличение любой из указанных составляющих влечет за собой пересмотр пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка, установленный федеральными законами о бюджете на 2000-2007 года в размере 20 рублей в сутки, не обоснован. С 01.01.2000 года пенсионерам МО РФ для исчисления пенсии включалась компенсации за продовольственный паек в размере 608,33 рублей, вместо месячной стоимости продовольственного пайка, которая по данным ЦПУ МО РФ N163/2/195 от 04.03.2008 года составляла в ноябре 2007 года - 2812,80 рублей, то есть 93,76 рублей в сутки.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Харитонов В.Н. выражает несогласие с решением суда, поскольку, по его мнению, оно противоречит требованиям федерального закона от 12.02.1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы и их семей" в части пересмотра пенсии в связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка. Мотивируя кассационную жалобу, указывает те же обстоятельства, что и в исковом заявлении. Кроме того, считает, что решение суда принято без учета правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд признал установленным и исходил из того, что с 01 января 2000 года пенсия истцу исчисляется в соответствии с пенсионным законодательством, с учетом суточной стоимости продовольственного пайка в сумме 20 рублей - в размере, предусмотренным бюджетным законодательством. В период с 2000 по 2007 годы ежемесячная денежная компенсация продовольственного пайка не изменялась.
Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, является правильным, основанным на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствует нормам действующего законодательства.
Согласно ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков, лиц, проходящих службу в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.
При увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением (пункт "б" статьи 49 названного Закона).
Материалами дела установлено, что истец с 17.01.1985 года является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию из расчета денежной компенсации продовольственного пайка за период с 2000 года по 01.12.2007 года из расчета 20 рублей в сутки, что является правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства.
Статьей 49 Закона РФ от 12.02.1993 года N4468-1 установлены основания пересмотра пенсий лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, и их семей.
Одним из оснований пересмотра пенсий указанным лицам является увеличение денежного довольствия лицам рядового и начальствующего состава. Пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия одновременно с его увеличением. Порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации (п.2 ст. 49 Закона).
Названный порядок установлен пп. "б" п.14 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которому в случае увеличения денежного довольствии военнослужащим одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначаемые ранее уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации в соответствии с п. "а" п.14 до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, начисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.
При этом, если имеются основания для пересмотра, ранее назначенные вышеназванным лицам пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном п.п. 8-13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.
Подход для определения этой части денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежать неравенства при определении ее денежного выражения. Следовательно, пересмотр пенсий бывшим военнослужащим также должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной федеральным законом военнослужащих, проходящих службу.
Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом, в связи с чем при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка следует руководствоваться специальным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка была установлена на 2000 - 2007 годы федеральными законами о бюджете на соответствующие годы в размере 20 рублей в сутки.
В силу ст. 163 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" и соответствующих Законов на 2002, 2003, 2004 и последующие годы законодательные акты, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат приведению в соответствии с его требованиями.
Учитывая, что положения, закрепленные в названных федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке определены финансовые расходы, исходя из финансовых возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций, относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.
В этой связи ссылка истца в кассационной жалобе на то, что суд не исследовал вопрос о соответствии компенсации продпайка в размере 608,33 рубля, месячной стоимости продпайка, установленной ЦПУ Минобороны РФ, не является основанием к отмене решения суда.
Другие доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование норм материального права, примененных при разрешении настоящего дела.
Поскольку решение суда вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, не противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотренному вопросу, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Харитонова В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.