Апелляционное определение СК по гражданским делам Курского областного суда от 27 марта 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Журавлёва А.В.,
судей Мухаметзяновой Н.В., Брынцевой Н.В.,
при секретаре Токмаковой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Лавриненко Н.М., Лавриненко А.В., действующего в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Управлению молодёжной, семейной и демографической политики "адрес", Администрации "адрес", Комитету строительства и архитектуры "адрес" о признании права на первоочередное получение социальной выплаты в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 18.02.2011 г. N 65-па, обязании Администрации "адрес", Комитета строительства и архитектуры "адрес" включить в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году, обязании Администрации "адрес", Комитета строительства и архитектуры "адрес" передать средства для предоставления социальной выплаты семье, обязании Администрации "адрес", Управления молодёжной, семейной и демографической политики "адрес" оформить и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья со сроком действия 9 месяцев, поступившее по апелляционной жалобе представителя истца Лавриненко Н.М. по доверенности Тарасовой О.А. на решение Ленинского районного суда г. Курска от 23 января 2012 года, которым постановлено об отказе в иске.
Заслушав доклад судьи Журавлёва А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Супруги Лавриненко А.В. и Лавриненко Н.М. обратились в суд с иском о признании за их молодой многодетной семьёй в составе 5 человек права на первоочередное получение в 2011 году социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", ссылаясь на то, что их семья зарегистрирована в квартире, общей площадью 47,5 кв.м, по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности Лавриненко Н.М. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ Лавриненко Н.М. с семьёй из пяти человек принята на учёт граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях и постановлением Управления молодёжной, семейной и демографической политики "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N включена в состав участников подпрограммы на 2011-2015 годы с датой принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях - ДД.ММ.ГГГГ
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ список участников подпрограммы на 2011 г. не был сформирован, в связи с чем семье Лавриненко было предложено вновь подать заявление на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в 2012 г. и вновь подтвердить своё право, предоставив пакет документов до ДД.ММ.ГГГГ Однако ДД.ММ.ГГГГ Лавриненко А.В. исполняется 36 лет, что исключает предоставление их семье социальной выплаты.
В уточнённых исковых требованиях истцы просили признать за их семьёй право на первоочередное получение в 2011 году социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации областной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Администрации Курской области от 18.02.2011 г. N 65-па, включить семью в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2011 году "адрес", обязать Администрацию "адрес" Комитет строительства и архитектуры "адрес" передать Администрации "адрес" средства для предоставления социальной выплаты их семье, обязать Администрацию "адрес", Управление молодёжной, семейной и демографической политики "адрес" оформить и выдать в установленном порядке их семье свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья сроком действия 9 месяцев.
Судом принято решение об отказе в иске.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Истцы, представители ответчиков - Администрации "адрес",Администрации "адрес", представитель третьего лица - Комитета финансов "адрес" не явились в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителяистца Лавриненко Н.М. по доверенности Тарасовой О.А., поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения представителяУправления молодёжной, семейной и демографической политики "адрес" Мезенцевой Г.И., предствителя Комитета строительства и архитектуры "адрес" областиСвинина Ю.П., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, мнение представителя третьего лица Администрации Центрального округа "адрес" ФИО4, полагавшей апелляционную жалобу обоснованной, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 г.г., утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285, участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно пунктов 22, 23 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведённых в приложении N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учётом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учётом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учётом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учётом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Главой V подпрограммы "Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Курской области" на 2011 - 2015 годы, утверждённой постановлением Администрации Курской области от 18.02.2011 г. N 65-па, предусмотрено, что при реализации мероприятий подпрограммы орган местного самоуправления ведёт очередь молодых семей, претендующих на участие в подпрограмме, и формирует и утверждает список молодых семей на участие в подпрограмме.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ семья Лавриненко составом 5 человек была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.
На основании письма Комитета строительства и архитектуры "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N Управление молодёжной, семенной и демографической политики "адрес" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ организовало приём заявлений от молодых семей для участия в подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Письмом Управления молодёжной, семейной и демографической политики "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N Лавриненко Н.М. была уведомлена о начале действия подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, решении государственного заказчика подпрограммы на территории "адрес" области о проведении конкурсного отбора муниципальных образований для участия в реализации подпрограммы, формировании списка участников подпрограммы на 2011 год и необходимости представления заявления, документов для включения в список молодых семей в 2011 году.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ от семьи Лавриненко поступило заявление на участие в подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением молодёжной, семейной и демографической политики "адрес" семья Лавриненко была уведомлена о признании семьи в составе 5 человек, изъявившей желание получить социальную выплату в 2011 году в рамках реализации указанной подпрограммы, и включении в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году в соответствии с датой принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях - ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ра был утверждён список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году по муниципальному образованию " "адрес"", в количестве 220 семей. Семья Лавриненко включена в указанный список по "адрес".
Из материалов дела следует, что подпрограммой "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федераций от 17.12.2010 г. N 1050, не предусмотрено первоочередное предоставление социальной выплаты каким-либо категориям молодых семей, в том числе и тем, возраст супругов которых достигнет в текущем году 35 лет. Сводный список участников подпрограммы формируется на основании заявок органов местного самоуправления в хронологической последовательности, вне зависимости от возрастного ценза, по дате постановки на жилищный учёт.
Подпрограмма "Государственная поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Курской области" областной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утверждённая постановлением Администрации Курской области от 18.02.2011 г. N 65-па, предусматривала первоочередной порядок предоставления социальной выплаты для 35-летних и многодетных семей за счёт средств бюджета Курской области и местных бюджетов. Однако эта норма была исключена из подпрограммы постановлением Администрации Курской области от 21.09.2011 г. N 461-па.
Поскольку на софинансирование расходов по предоставлению социальных выплат молодым семьям в 2011 году в бюджет "адрес" были переданы средства для предоставления социальных выплат 56 семьям с датой признания нуждающейся последней семьи ДД.ММ.ГГГГ, семья Лавриненко, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ, обоснованно не была включена в данный список.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают.
Утверждения о том, чтона момент, когда семья Лавриненко должна была быть включена в список семей-претендентов, законом было гарантировано право на первоочередное получение социальной выплаты семьям, возраст супругов которых достигнет в текущем году 35 лет, не могут служить основанием к отмене решения суда. Как указано выше, данная норма исключена из подпрограммы постановлением Администрации Курской области от 21.09.2011 г. N 461-па. Кроме того, в 2011 году, когда истцы заявили об участии в подпрограмме, Лавриненко А.В., родившемуся ДД.ММ.ГГГГ, исполнялось не 35 лет, а 36 лет, что исключало применение указанной нормы права к данной семье.
Доводы жалобы о том, что на момент подачи заявления и включения семьи Лавриненко в состав участников подпрограммы возрастных ограничений на предоставление социальной выплаты не имелось, необоснованны.
Согласно п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, изложенных в приложении N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Утверждение о том, что списки участников подпрограммы были сформированы не в хронологической последовательности по дате постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а по алфавитному списку муниципальных образований "адрес", не соответствует материалам дела. Истцы не оспаривали то обстоятельство, что их семья поставлена на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий позже других участников подпрограммы, включённых в список семей-претендентов на получение социальной выплаты, и настаивали на праве на первоочередное её получение.
Также необоснованно и утверждение о праве семьи Лавриненко на первоочередное получение социальной выплаты как многодетной семьи, поскольку подпрограмма обеспечения жильём молодых семей имеет возрастные ограничения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 23 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.