Апелляционное определение СК по гражданским делам Курского областного суда от 17 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Мухаметзяновой Н.И.,
судей: Брынцевой Н.В., Леонтьевой И.В.,
при секретаре: Белоусовой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Яковлевой Натальи Николаевны об оспаривании постановления администрации Малосолдатского сельсовета Беловского района Курской области об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
поступившее по апелляционной жалобе заявителя Яковлевой Н.Н. на решение Беловского районного суда Курской области от 21 февраля 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Яковлевой Н.Н. об оспаривании постановления администрации Малосолдатского сельсовета Беловского района Курской области N 35 от 05 декабря 2011 года "Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении" отказать.
Заслушав доклад судьи Брынцевой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Постановлением администрации Малосолдатского сельсовета Беловского района Курской области N 35 от 05.12.2011 г. Яковлевой Н.Н. и членам ее семьи было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с тем, что не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса РФ срок с момента совершения заявителем и ее супругом Я. сделки по продаже принадлежавшего им на праве общей совместной собственности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жилого дома по адресу: "адрес".
Считая данный отказ незаконным, Яковлева Н.Н. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать названное постановление незаконным и обязать администрацию Малосолдатского сельсовета Беловского района Курской области поставить ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в обоснование ссылаясь на то, что жилой дом по адресу: "адрес", был ими продан, поскольку находился в близком к аварийному состоянию, что подтверждено выводами эксперта о невозможности и нецелесообразности его эксплуатации, износ здания достиг 60%. В доме отсутствует водопровод и канализация, поэтому проживание в нем с малолетними детьми не представлялось возможным, продажа дома была вынужденной мерой, поскольку денежных средств на проведение капитального ремонта у нее не имелось. В связи с чем, считает, что она и члены ее семьи имели право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий ею не совершалось.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе заявитель Яковлева Н.Н. просит об отмене решения суда, как необоснованного и незаконного.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения заявителя Яковлевой Н.Н. и ее представителя Лобанова Е.В., действующего на основании доверенности, поддержавших апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим мотивам.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Правовое регулирование общественных отношений, связанных с механизмом реализации права на жилище граждан РФ, отнесено законодательством к вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в области жилищного законодательства, предусмотренных ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе по вопросам определения порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (п. 5); определения порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 7).
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Курской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" N 70-ЗКО от 20.10.2005 г. учету в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подлежат граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Статьей 3 данного Закона определено, что орган местного самоуправления, в чьи обязанности в силу п. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации входит ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при рассмотрении документов о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должен учитывать действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, осуществленные в течение 5 лет, предшествовавших подаче заявления о приеме на учет (ч. 2).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Яковлева Н.Н. 03 ноября 2011 года обратилась в администрацию Малосолдатского сельсовета Беловского района Курской области с заявлением о принятии ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, указав, что относится к льготной категории как молодой специалист, в возрасте не старше 35 лет, имеющий законченное высшее профессиональное образование, работающий по трудовому договору не менее 5 лет в социальной сфере в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией и постоянно проживающий в сельской местности. В заявлении были указаны необходимые сведения и приложены документы в соответствии с перечнем, установленным п. 5 ст. 2 Закона Курской области от 20.10.2005 г. N 70-ЗКО.
Постановлением администрации Малосолдатского сельсовета Беловского района Курской области от 05.12.2011 г. N 35 Яковлевой Н.Н. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказано.
Данный отказ мотивирован тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок с момента совершения заявителем и членом ее семьи Я. сделки с недвижимом имуществом, принадлежащим им до 17.01.2011 года на праве совместной собственности супругов, а именно, с момента продажи жилого дома по адресу: "адрес".
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются гражданами: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п. 1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2); проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п. 3).
Учетная норма общей площади жилого помещения, определяющая уровень обеспеченности жильем на территории муниципального образования для решения вопросов о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждена постановлением Администрации Малосолдатского сельсовета Беловского района Курской области от 14.07.2006 г. N 14 в размере 12 кв.м на одного человека.
Из материалов дела усматривается, что общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в котором семья заявителя Яковлевой Н.Н. в составе 4 человек (она, муж, двое несовершеннолетних детей) проживала до его отчуждения, составляла 56,4 кв.м, потому на каждого члена семьи приходилась площадь жилого помещения более учетной нормы, установленной на территории Малосолдатского сельсовета Беловского района Курской области.
На момент подачи Яковлевой Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Малосолдатского сельсовета Беловского района Курской области заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, она и члены ее семьи в составе 4 человек был зарегистрированы в жилом доме общей площадью 37,5 кв.м, принадлежащем на праве собственности Як., и расположенном по адресу: "адрес". Кроме них, в данном жилом помещении проживает семья собственника жилища - Як. в составе 3 человек, в связи с чем на каждого проживающего в данном жилом помещении приходится общей площади менее учетной нормы.
При таких обстоятельствах, поскольку определенный ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок с момента совершения действий по отчуждению жилого помещения, в течение которого заявитель и члены ее семьи не подлежат принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не истек, Яковлевой Н.Н. обоснованно отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В действиях заявителя усматривается намеренность создания условий, в силу которых она и члены ее семьи подлежали бы признанию нуждающимися в жилом помещении.
Довод апелляционной жалобы о том, что обстоятельством, в силу которого Яковлева Н.Н. была вынуждена продать жилой дом, явилось его неудовлетворительное, близкое к аварийному состояние, и по результатам проведенного экспертного обследования износ дома составил 60%, а потому имелись основания для постановки заявителя и членов ее семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, является несостоятельным.
Как усматривается из материалов дела и следует из пояснений заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, обследование технического состояния строительных конструкций жилого дома, по результатам которого ООО "Строительная экспертиза" составлено указанное экспертное заключение, было проведено в августе 2011 года, то есть уже после продажи Яковлевыми данного жилого дома новым собственникам.
При таких обстоятельствах, указанное заключение правового значения для разрешения данного спора не имеет, поскольку ООО "Строительная экспертиза" проводилось обследование уже не принадлежащего заявителю домовладения.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
В ходе судебного заседания установлено, что заявитель Яковлева Н.Н. либо ее супруг в период проживания в данном жилом доме, с целью обследования своего жилища действующей на территории сельского совета межведомственной комиссией на предмет пригодности проживания в нем, с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления не обращались.
Следовательно, в установленном законом порядке полномочным на то органом указанное жилое помещение непригодным для проживания не признавалось. Вследствие чего, проведение обследования иными органами и организациями, в данном случае ООО "Строительная экспертиза", к чьей компетенции нормативными правовыми актами это не отнесено, не может подменять собой специально уполномоченный на то орган.
При таких обстоятельствах, довод апелляционной жалобы о том, что судом не дана правовая оценка обстоятельствам, указанным в оспариваемом постановлении в качестве оснований к отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, на законность принятого судом первой инстанции решения не влияют.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
По делу установлено, что оспариваемое постановление администрации Малосолдатского сельсовета Беловского района Курской области от 05.12.2011 г. N 35 вынесено уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением порядка рассмотрения данного вопроса, установленного законодательством субъекта РФ, права и законные интересы заявителя данным постановлением не нарушены. Потому оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
Выводы суда первой инстанции, содержащиеся в мотивировочной части решения, относительно правовых оснований постановки заявителя и членов ее семьи на учет и признания нуждающимися в жилом помещении для целей участия в Программе "Социальное развитие села до 2013 года", а также относительно необходимости обращения в орган местного самоуправления с иным заявлением, основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Однако данное обстоятельство на законность вынесенного по делу решения не влияет. Правильное по существу решение суда первой инстанции, в силу ч. 6 ст. 330 ГПК РФ, не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда об отсутствии нарушения прав заявителя оспариваемым постановлением. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Беловского районного суда Курской области от 21 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Яковлевой Н.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.